Документы и материалы

Тематический указатель

Карельский перешеек 1920-1930-х годов в эмигрантской прессе

Оглавление | Географический указатель:
Временной указатель:

Репин в "Пенатах" [Интервью с В. И. Репиной]

Источник: Возрождение, 1 декабря 1927 года (Париж)

Репин в "Пенатах"

Париж посетила дочь И. Е. Репина - Вера Ильинишна.

Встретившись с ней, я воспользовался случаем, чтобы расспросить о большом нашем художнике, продолжающем, несмотря на свои восемьдесят три года, бодро творческую работу. Подробности жизни Ильи Ефимовича, за последние годы, конечно интересны всякому русскому.

Илья Ефимович, встает обычно в шесть часов утра. Жаркими днями он дважды купается в Финском заливе, откуда виден Кронштадт и Сестрорецк, а в праздники слышен благовест кронштадтских церквей и музыка сестрорецкого оркестра.

В половине девятого, Репин пьет кофе, потом пишет письма и удаляется в мастерскую, где работает над большим полотном - «Гопак», посвященном Мусоргскому. На картине - синяя лента Днепра и буйная, хохочущая, пляшущая и прыгающая через костры толпа запорожцев в ярко-красочных «свитках».

Пишет он не кистью, а накладывает краски мастехином.

В двенадцать часов приходит почта. Живущий в деревне, в отдалении от жизни, Репин с глубоким интересом, просматривает свежие газеты и отправляется на прогулку. В окрестностях дома есть густой «рембрандтовский» лесок, «беседка «Шехерезады», «площадь Гомера», «храм Изиды» и много других не менее замечательных мест.

В половине второго Илья Ефимович обедает, от двух до половины четвертого отдыхает, при чем, кто-нибудь из домашних читает ему вслух, в четыре - пьет чай, в половине восьмого ужинает, слушает «радио», до которого он большой охотник, и, наконец, в одиннадцать - отправляется спать. В погожие светлые дни, он еще работает, примерно, - от половины пятого и до сумерек.

Стены репинского дома украшены картинами самого художника, его сына, дочерей и других мастеров. Тут - портрет князя С. Волконского, проф. Трахова, миниатюры Похитонова, этюды к репинскому «Государственному Совету», много женских портретов и цветов...

В мастерской, привлекают внимание портрет Цецилии Ганзен, во весь рост, со скрипкой; большая картина «Христос и Магдалина», изображающая залитые нежным утренним светом, горы и кипарисы, Христа в пеленах, и восторженно глядящую на Спасителя Марию Магдалину; многочисленные этюды; портрет Пушкина. Луч заходящего солнца скользит по лицу поэта, озаряет плечо в тугом, старинном сюртуке и скульптурного льва дворцовой набережной; вдалеке виднеется убогий челн перевозчика и шпиц Петропавловской крепости.

Перед домом - сад и огород. В саду бьет фонтан. Воду его Илья Ефимович называет «водою молодости». Он утверждает, что с каждым глотком этой чудодейственной влаги, человек молодеет на две минуты, и сам пьет ее каждый день, утром и перед сном, даже в морозные зимние дни.

Дом с садом соединяет стеклянная ротонда, в которой Илья Ефимович нередко работает. Здесь много бронзовых бюстов: Шаляпин - Трубецкого, Репин - Андреева, Л. Толстой и Нордман - Репина, В. Д. Поленов - С. И. Мамонтова.

По средам с четырех часов, художника посещают гости: русские, финны, шведы. Близкие соседи остаются пить чай, поют, играют на рояле...

Финны очень любят и ценят Репина и очень горды пребыванием его в Финляндии, а он все мечтает о поездке в Италию, но трудности путешествия страшат его и не решается престарелый мастер осуществить этого желания.

В апреле 1927 года, в Гельсингфорсе, была устроена выставка его картин. Последняя большая картина, «Голгофа», написана в мрачных тонах: сумерки, кресты с разбойниками, застывшими в искривленных позах, на каменистой почве, лужи крови, которую лижут псы, ниспровергнутый наземь крест со Спасителем, вечная мгла над Мертвым морем, огонек в Via Dolorosa, испуганная женщина, прижавшаяся к каменной стене. Картина продана в Норвегию.

Из более мелких произведений художника, выставлены были в Гельсингфорсе: седой, бородатый священник, в облачении, с крестом, благословляющий народъ, «Nu», «Лезгинка» (пляшущая восточная женщина), акварели и этюды к «Гопаку», портрет г-жи Стаценко, рисунки малороссиянок и много других.

Все картины И. Репина были проданы.

С. М.