Карельский перешеек 1920-1930-х годов в эмигрантской прессе
Иск вел. кн. Ксении Александровны
Источник: Возрождение, 28 марта 1934 года (Париж)
Иск вел. кн. Ксении Александровны
Гельсингфорс, 25 марта (соб. корр.).
Вчера в уездном суде Ууси-Киркко должен был, чуть ли не в 12-й раз, разбираться иск вел. кн. Ксении Александровны к финляндскому правительству о праве собственности на санаторию «Халилла», но ни одна из сторон в суд не явилась. При таких обстоятельствах дело должно быть рассматриваемо, как прекратившееся. По частным сведениям, представляется вероятным полагать, что обе стороны пришли к миролюбивому соглашению.
Санатория «Халилла», как известно, перешла в собственность финляндского государства на основании юрьевского мирного договора. Однако, в 1928 году вел. кн. Ксения Александровна возбудила процесс, требуя передачи ей санатории и принадлежащих к ней участков земли на основании того, что это поместье составляло частную собственность императора Александра III и Николая II, законной наследницей которых является истица.
Истица доказывала, что Собственная Канцелярия Александра III, на основании крепостного акта, датированного 2 января 1892 года, в Петербурге, купила у д-ра В. А. Дитмана оброчное имение в дер. Халилла, с постройками и мебелью, за 100.000 золот. рублей, выплаченных за счет личных средств императора, что по тогдашнему курсу составляло 243 тыс. фин. мар. На основании указа от 21 декабря 1891 г. начальник Собственной Канцелярии тайн. сов. Рененкампф подписал соглашение о приобретени имения и принял в свое обладание купленное имущество.
Далее в дело вступил в качестве истца кн. Брасов - сын вел. кн. Михаила Александровича от морганатического брака. Со стороны финляндского правительства, между прочим, было указано, что по некоторым сведениям дочери императора Николая II Анастасия и Татьяна будто бы еще находятся в живых, так что истцы не являются единственными наследниками. Согласно юрьевскому мирному договору, спорное имущество было оценено в 18 милл. фин. мар., но по нынешней оценке специалистов в данное время это имущество стоит гораздо дороже.
М. З.