Документы и материалы

Тематический указатель

Карельский перешеек 1920-1930-х годов в эмигрантской прессе

Оглавление | Географический указатель:
Временной указатель:

Ристимякская во имя "Всех святых" церковь

Источник: Утренняя заря, ноябрь 1936 года (Сортавала)

Ристимякская во имя "Всех святых" церковь.
Ее история и освящение.

(Из г. Выборга.)

23 декабря 1917 года пожар уничтожил деревянную церковь во имя »Всехъ Святыхъ» на кладбище Выборгского православного прихода. С 1868 года она стояла на самом возвышенном месте в Ristimäki (крестовая гора), и после пожара место, где она была, представляло грустное зрелище — куча кирпича, камня, земли...

Еще не успели остыть остатки от церкви, как уже 2 Января 1918 года Приходский Совет прихода на своем заседании принял следующее постановление: »для обсуждения и решения дел по сгоревшей Ристимякской церкви, по постановке на кладбище временной часовни и по постройке нового храма на место сгоревшего — избрать особую комиссию», а »от епархиального епископа Серафима испросить благословение на предстоящие значительные труды и заботы комиссии».

Приведенные постановления Приходского Совета рассматривались на приходском собрании 16 июня 1918 года, и было принято следующее решение: »утвердить комиссию по постройке новой Ристимякской церкви в составе следующих лиц: Федора Ивановича Сергеева, прот. М. Казанского, А. Ф. Сергеева, П. К. Морозова, А. В. Жаворонкова, П. Д. Маркелова, А. Н. Кузнецова, А. К. Яковлева и А. Л. Смирнова.

Если принять во внимание господствовавшее тогда в стране положение после только что добытой самостоятельности и освобождения молодого государства от угрожавшей революционной анархии, а также переустройство церковной жизни, то неудивительно, что у избранной приходом комиссии видимых результатов деятельности не было на первых порах. Но уже 23-го января 1919 года член комиссии А. В. Жаворонков доложил приходскому собранию, »что ком. сов. Ф. И. Сергеевым пожертвовано 205 тыс. ф. м. на сооружение на Ристимякском приходском кладбище новой церкви вместо сгоревшей, и что им же израсходовано из личных средств 45,000: — мар. на постройку на том же кладбище часовни и на благоустройство кладбища.» Приходское собрание, тронутое таким сообщением, постановило: »просить преосвященного епископа Серафима во главе отдельной депутации принести от имени прихода благодарность жертвователю; в состав депутации назначить: настоятеля прихода прот. М. Казанского, старосту собора А. В. Жаворонкова и старосту Ристимякской церкви П. К. Морозова.»

Как бы в ответ на это жертвователь, Ф. И. Сергеев, в особом заявлении на имя Совета Выборгского православного прихода от 17 февраля 1919 года высказал свои пожелания касательно пожертвованных 205 тыс. мар., указав, »чтобы капиталом и постройкой церкви заведывала бы постоянная комиссия, избранная приходским собранием и состоящая из 7 членов, из коих не менее двух членов должно быть из моего семейства... чтобы к постройке приступили как скоро установятся нормальные цены на строительные материалы и рабочий труд... чтобы проценты на капитал прибавлялись к капиталу.»

Во исполнение этого пожелания жертвователя, на приходском собрании 1-го июня 1919 года был утвержден новый состав комиссии по заведыванию капиталом и по постройке церкви на Ристимякском кладбище из следующих 7 лиц: Ф. И. Сергеев, А. Ф. Сергеев, П. Ф. Сергеев, прот. М. Казанский, А. В. Жаворонков, А. Л. Смирнов и П. Д. Маркелов.

В этом же 1919 году городское управление гор. Выборга заявило Выборгскому православному приходу о желании получить в пользование города тот участок земли в местности Havis, на котором стояла Никольская церковь [Строителем и крупным жертвователем на эту церковь был ком. сов. К. П. Яковлев. Никольская церковь была освящена в 1903 году. - прим. авт.] с часовней и богадельня Выборгского русского купеческого общества, и который находился в пользовании прихода с 1849 года. Но так как каменную Никольскую церковь не представлялось возможным перевезти на другое место, то город соглашался купить здание храма, уплатив за него 150 тыс. мар., а за здание богадельни 100 тыс. мар., предоставляя приходу вывезти из цевкви все церковное имущество, колокола и кресты. Вышеупомянутое приходское собрание 1-го июня 1919 года уполномочило Ф. И. Сергеева и А. В. Жаворонкова повести переговоры и оформить сделку с городом. 12-го августа 1924 года был подписан окончательный договор с городом, уплатившим Выборгскому приходу 250 тыс. мар. Из этой суммы 150 тыс. были присоединены к пожертвованной Ф. И. Сергеевым сумме, что значительно увеличило капитал, бывший в заведывании комиссии по постройке церкви, а 100 тыс. поступили в фонд благотворительного комитета Выборгского прихода.

Вскоре после этого Выборгский православный приход понес невознаградимую утрату — 25 декабря 1924 года скончался коммерции советник Федор Иванович Сергеев... Здесь не место входить в оценку личности Федора Ивановича и того положения, какое он занимал в жизни прихода; но даже из этого краткого обзора видна крупная роль покойного в деле создания новой церкви как и во всех стадиях этого дела. Федор Иванович неизменно был на первом плане, ибо лучше и успешнее его никто не управился бы с делом...

После потери своего председателя строительная комиссия до конца 1929 г. не пополнялась, хотя к тому времени потеряла умершими еще 3-х членов: прот. М. Казанского, А. Л. Смирнова и П. Д. Маркелова. Только 12 декабря 1929 комиссия уполномочила своего члена А. В. Жаворонкова доложить приходскому совету о необходимости пополнить состав комиссии. Приход избрал на место выбывших: прот. И. Зотикова, П. П. Морозова, А. К. Яковлева и В. В. Уперова.

Между тем капитал, бывший в заведывании у комиссии все возрастал путем ежегодного присоединения к нему нароставших процентов, и к январю 1932 года возрос до 700 тыс. марок, что уже дало возможность приступить к осуществлению постройки церкви. 1932 и 1933 годы прошли в рассматривании и обсуждении представлявшихся эскизов храма, и только 19 апр. 1934 года было дано поручение архитектору U. Ullberg’y и архитектору Н. А. Никулину разработать эскиз последнего и составить проект храма и смету на стоимость его постройки. Представленная работа архитекторов 10 октября была рассмотрена и одобрена, и направлена затем установленным порядком на утверждение в Министерство. В Министерстве проект получил утверждение 3 июня 1935 года, и с этого момента дело будущей Ристимякской церкви вступило в последнюю свою стадию — стадию постройки.

В состав комиссии по постройке церкви в Ристимяки в это время входили: председатель А. Ф. Сергеев, казначей А. К. Яковлев, члены: Н. Ф. Сергеев, Ф. Ф. Васильев, прот. И. Зотиков, А. В. Столяров и А. В. Неустроев.

Как только получен был утвержденный Министерством проект церкви, строительная комиссия по постройке церкви немедленно запросила предложения от строительных фирм и 8 июля заключила договор с фирмой Rakennusosakeyhtiö Pyramid. 11 июля 1935 года на место будущего храма пришли первые рабочие и стали очищать место постройки от выросших на куче мусора от сгоревшей церкви деревьев и кустов, и этим положено было начало работам.

11 августа 1935 г. была торжественная закладка храма во имя »Всех Святых», совершенная по установленному чину архиепископом Германом. 3-го октября того же года состоялось освящение и поднятие креста и колоколов, так как кладка храма была закончена. В течение всей зимы производились внутренние работы, а с весны начались работы по внутренней и наружной окраске и по убранству церкви, и продолжались до сентября: настлана на полу резина, установлен, выкрашен и позолочен иконостас, установлены, исправлены киоты, хоругви, все принадлежности алтаря, вычищена и отремонтирована вся церковная утварь: многие иконы, подсвечники, паникадило, заказаны новые иконы — »Всехъ святыхъ» и »св. муч. Федора Тирона», каковые, равно как и образ »Нерукотворенного Спаса» над входными наружными дверьми, написаны художником А. П. Блазновым, и мн. др. Звон на звоннице установлен и урегулирован диаконом П. С. Акимовым. И вотъ, к октябрю все работы были закончены, при чем окончательная чистка и украшение храма произведены усердием и добровольными трудами многих прихожанок и прихожан, и назначен был давно жданный день для освящения храма, каковое и состоялось в воскресенье 18-го мин. октября. Тогда же вступил в отправление своих обязанностей И. А. Кочетов — нового храма церковный староста.

Торжественно-благолепное освящение нового храма во имя »Всех святых» совершено преосвященным Александром, епископом Выборгским, при сослужении ему игумена Коневского монастыря о. Маврикия, наместника Валаамского монастыря о. Исаакия, благочинного прот А. Разумова, прот. И. Зотикова, прот. А. Казанского, свящ. Л. Хоманен, свящ. П. Устьволгского и свящ. В. Сааренне при диаконе Г. Георгиевском. Пели, как на всенощной 17-го, так и при освящении и во время последовавшей за ним литургии, два хора — соборный на церковно-славянском языке под управлением диакона П. Акимова, и Ильинской церкви на финском языке под управлением псаломщика И. Мурэ.

*

Когда-то, много столетий тому назад, церковный историк Евсевий описал высоко-радостное церковное торжество — освящение храма Воскресения Христова в иерусалиме, на месте страданий и крестной смерти Иисуса Христа. Чувства, которыми был исполнен историк, императора Константина Вел., нам понятны: само место, где храм был воздвигнут, собор епископов, совершавший его освящение, время, когда еще в памяти живы были ужасы гонений, которым подвергались христиане — все это не могло не наполнять священной радостью сердца современника и очевидца события. Ну, а мы — участники нашего церковного торжества?! — Разве не встают пред нами современные ужасы гонения веры в близкой и для многих родной стране, разве не пробуждаются в душе картины глубоких скорбей душевных по вере и духу и по крови близких людей?! — И что как не высокую духовную радость испытываешь от счастья, что нам дано от Бога созидать то, что у других по Божьей промыслительной воле отнимается?! — А этот собор иереев Божиих в светлых облачениях во главе с епископом, совершающих призывание благодати Св. Духа на нас и на созданный у нас храм Божий и полных благожелательных к нам чувств, чтоб с нами и в нас пребывал мир Божий, чтобы мы были одушевлены любовью и чувством почитания к месту селения славы Божией, к Божьему жилищу?! — А, наконец, самый храм — светлый, полный, несмотря на свой малый размер, простора, украшенный дорогим по воспоминаниям иконостасом и иконами, блестящий своей чистотой, по своей архитектуре приближающийся к новгородско-византийскому стилю, но вместе с тем не затрагивающий ничьих исключительных вкусов — это плод долгих трудов исполнителей воли жертвователей, »поспешествуемых любовию» к миру и согласию, к которым нас призывает Бог!! — Все это вместе взятое, и мысль, что осиротевший с 1918 года погост Выборгского прихода получил опять утраченное — храм, новый, каменный храм, — все это наполняло и наполняет души Выборгских прихожан духовной радостию, и потому-то так торжественно прошло освящение храма, и так радостно звонили на его звоннице колокола...

Торжество освящения закончилось чаепитием, устроенным в зале приходского реального лицея, на которое приглашены были все, кто в той или иной мере содействовали созданию нового храма и участвовали в его освящении: духовенство во главе с епископом Александром, строительная комиссия, члены приходского совета, строители — архитекторы, художник, мастера, украсители и благотворители, и все любовно радующиеся торжеству. Все собрались в 2-м часу и, начав молитвой собрание, восстановили в памяти, как созидалась только что освященная церковь и кто был главными деятелями в этом труде. После краткой приветственной речи священника П. Устьволгского, обращенной ко всем присутствовавшим, высказали свои приветствия от обоих Выборгских приходов настоятели их: протоиерей И. Зотиков и священник Л. Хоманен. Затем выслушали приветствия: от высокопреосвященного Владыки Германа, преподавшего свое архипастырское благословение вновь освященному храму и всем его прихожанам, от маститого митрофорного протоиерея С. Окулова, от члена церковного правления г. П. Тулехмо, от ректора Сердобольской дух. семинарии прот. Н. Валмо, от игумена Валаамского монастыря о. Харитона, от секретаря церковного управления г. Ю. Сомер и др. После приветствий всеми присутствующими была спета »Вечная память» жертвователям — Федору Ивановичу и Любови Николаевне СЕРГЕЕВЫМ и Константину Павловичу и Екатерине Михайловне ЯКОВЛЕВЫМ и скончавшимся членам строительной комиссии; серьезно и от души с ощутимым чувством сознательной молитвы спет был этот прощальный привет усопшим...

После этого председатель строительной комиссии А. Ф. Сергеев благодарил Владыку Александра и все духовенство за выраженные ими в молитвах чувства и внимание к почившим жертвователям, волю которых он свято желал выполнить, а также всех кто трудами и пожертвованиями содействовал приведению в исполнение ныне законченного дела, благодарил архитекторов, инженера и управляющего строительной фирмы, относившихся самым предупредительным образом к даже малейшим предложениям, мастеров и всех вообще участников постройки храма. В заключение чаепития свящ. П. Устьволгский предложилъ спеть »Многая лета!» всем здравствующим членам строительной комиссии, потрудившимся на деле постройки освященного храма, а Владыка Александр предложил присоединить к этому пожелание, чтобы оба выборгские прихода процветали »на многая лета». Это было принято с большим одушевлением и трижды было присутствующими спето многолетие Турчанинова, после чего все разошлись, поздравляя и благодаря друг друга за участие в окончившемся церковном торжестве.

В 6 час. вечера для почетных гостей и особо приглашенных лиц был устроен обед в гостиннице Andrea, где собравшиеся за трапезой еще раз делились впечатлениями, пережитыми в этот день.

А. Н.