Документы и материалы

Тематический указатель

Райвола (Рощино) Волость Кивеннапа Выборгский район

О. Л. Аль-Карадаги о послевоенной школе в Рощино

Воспоминания Ольги Леонидовны Аль-Карадаги о послевоенной школе в Верхнем Рощино в 1945-1955 годах

© О. Л. Аль-Карадаги, 2012 год. Воспоминания написаны специально для сайта ristikivi.spb.ru

Школа в Верхнем
Рощино

[...] Школа была в финском двухэтажном здании, большом и красивом. Дом стоял [...] в центре огороженного елями имения. К дому вела от дороги двойная аллея из елей и берез. Он был желтого, погашенного, цвета. Три веранды, две на втором этаже, на верху застекленная башенка, такая, какими заканчиваются многие дома в Финляндии, даже здесь есть. Оттуда открывался вид на все стороны, в школьное время там хранились пособия, чердак был сухой и теплый. Школа работала в две смены для детей - и была еще вечерняя школа для взрослой молодежи. [...]

Классы были небольшие: до 25 человек. Так шло примерно до 1970 года, а потом уровень образования покатился вниз (везде).

Школа была дом родной и для учителей и для учеников. Чтобы учителя могли успеть попасть в магазин, был в школе открыт буфет, где можно было купить необходимые продукты домой. Кстати, товары подвозили на лошади. Часто возчик подгадывал к большой перемене, тогда он просил старшеклассников помочь ему перетаскать хлеб - батоны в буфет. Ребята накладывали батоны на руку, на сгиб локтя, как дрова, и бегом в буфет. По дороге не раз роняли, смеялись, дежурный учитель возмущался и т.д. В 1955 году школа переехала вниз, но все, кто учился и там, и там, в сердце своем предпочитают и вспоминают старую школу. [...]
Лондон, 16 июня 2012 года.

[...] Школа была открыта после войны, в августе 1945 года, тогда набирали штат учителей, они все были с педагогическим образованием. Школа работала в три смены, то есть была вечерняя школа для взрослых, которым война помешала закончить среднее образование. Это была десятилетка с самого начала. Преподавание было на высоком уровне, и показателем этого является то, что из каждого выпускного класса в ВУЗ(ы) поступало много даже на дневное отделение. Много было кружков для творческого развития: и драматические, и художественные, и рукодельные, и хоровой, спортивная секция (лыжи). Мой отец Тараканов Леонид Иванович вел рисование, черчение, физическую географию. Но и, конечно, как художник вел кружок рисования - художества. Кроме того, его же был драматический кружок. Ко всем праздникам готовили спектакли (по Гоголю, Чехову чаще всего) и, конечно, на современные школьные темы. Бессменным завучем и преподавателем русского языка и литературы была Прохоренко Нина Алексеевна, отдававшая все свое время школе. Даже если кто-то из учеников не хотел учить русский язык, это было бесполезно: у Нины Алексеевны была масса своих методик, как продвинуть знания даже у слабых. Английский преподавала Бобунова Надежда Гавриловна, из института иностр. языков прямо в Рощино в 1949 году, тогда же после ВУЗа попала к нам математик Беляева Татьяна Георгиевна. Это был сильный коллектив. И физик - Гельм Вольдемар Карлович. Вот они заложили основы образования многих и многих выпускников. Лучшим директором был Матвеев Сергей Николаевич, он же и литератор. И литератором был заслуженный учитель РСФСР Евстигнеев Николай Петрович, у которого я имела счастье учиться. По гуманитарным предметам остальные преподаватели менялись чаще. Прежде школа - это был дом родной для учителей, а позднее стала - служба. [...]
Лондон, 23 октября 2012 года.