Документы и материалы

Тематический указатель

Выборгский район

О проекте железной дороги через Койвисто

ОСОБЫЙ ЖУРНАЛ СОВЕТА МИНИСТРОВ 28 Марта 1913 года

Источник: Особые журналы Совета министров Российской империи. 1909-1917 гг. / 1913 год. — М: РОССПЭН, 2005.

По вопросу о постройке железнодорожной ветви от магистрали «С.-Петербург-Выборг» до местечка Койвисто, на берегу пролива Биорке

АВГУСТЕЙШИЙ Главнокомандующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа в рескрипте от 5 Февраля сего года на имя Военного Министра указал на настоятельную необходимость постройки железнодорожной ветви нормальной колеи от магистрали «С.-Петербург—Выборг» до местечка Койвисто, на берегу пролива Биорке. Начинаясь от названного местечка и пролегая в направлении, по возможности обеспеченном от выстрелов с моря, проектируемая ветвь должна будет примыкать к этой магистрали на участке между платформою Тюрисево и станциею Перкъярви. Постройка предположенной линии вызывается тем соображением, что пролив Биорке является по своему местоположению и глубине особенно удобным для производства десанта неприятельской армии, двигающейся в направлении к столице. Между тем при существующем соотношении наших морских сил с флотом вероятного противника воспрепятствовать производству такого десанта можно только при условии быстрой доставки войск к проливу Биорке, отстоящему от железнодорожной магистрали «С.-Петербург-Выборг» на расстоянии около 40 вер. по кратчайшему направлению, каковое расстояние при походном движении войск по грунтовым дорогам задержит прибытие оборонительной армии к пункту высадки на срок свыше двух суток. Поэтому, чтобы обезопасить столицу от подобного десанта, необходимо, по мнению АВГУСТЕЙШЕГО Главнокомандующего, в возможно скорейшем времени соорудить означенную ветвь. Вполне разделяя приведенное заключение Главнокомандующего, Военный Министр находит вместе с тем, что упомянутая линия должна быть трассирована в направлении, прикрытом от обстрела с моря, и проходить в не слишком далеком расстоянии от Николаевского форта (форт Ино), причем при установлении окончательного направления проектируемой линии желательно принять в должное соображение также и экономические потребности прорезываемой ею местности, всецело входящей в пределы Великого Княжества Финляндского. Отмечая это последнее обстоятельство, Генерал-Адъютант Сухомлинов вошел в Совет Министров с представлением об испрошении ВЫСОЧАЙШЕГО ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повеления Императорскому Финляндскому Сенату произвести при участии представителя военного ведомства необходимые изыскания, а затем разработать проект ширококолейной железной дороги от одной из станций Финляндской железной дороги на участке «Перкъярви—Мустамяки» до местечка Койвисто, Биоркеского прихода, Выборгской губернии, с тем, чтобы означенный проект вместе с заключением Императорского Финляндского Сената относительно: а) условий постройки означенной линии; б) изыскания необходимых для сего средств и в) способов предстоящей эксплоатации дороги — был представлен не позднее Августа месяца сего года на ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение.

Сообразив изложенное и признавая и с своей стороны необходимым, ввиду авторитетного указания АВГУСТЕЙШЕГО Главнокомандующего и Военного Министра, возможно неотлагательное сооружение рассматриваемой линии, Совет Министров счел лишь полезным коснуться вопроса о порядке направления настоящего дела. В этом отношении Совет заметил прежде всего, что за силою пункта 17 статьи 2 отдела I закона 17 Июня 1910 года о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения (собр. узак., ст. 1097) железные дороги и иные пути сообщения в Финляндии, в их отношениях к обороне государства, отнесены к вопросам общегосударственным, направляемым в порядке, установленном общим законодательством. Вследствие сего при предстоящем в дальнейшем разрешении постройки проектируемой ветви, имеющей, несомненно, стратегическое значение, нужно будет иметь в виду вышеприведенное постановление закона 17 Июня 1910 года. Но в настоящее время возникает лишь вопрос о производстве изысканий для наилучшей трассировки упомянутой ветви, и в этих пределах, как заявил присутствовавший в заседании Совета Министров Финляндский Генерал-Губернатор, дело это может получить незамедлительное движение, так как в распоряжении Сената имеется специальный сметный кредит по коммуникационному фонду на расходы по железнодорожным изысканиям. Вместе с тем Генерал-Лейтенант Зейн обратил внимание Совета Министров на то, что согласно воспоследовавшему 24 Августа 1909 года ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению ранее постройки каких-либо других железных дорог в пределах Финляндии надлежит озаботиться сооружением признаваемых военным ведомством необходимыми линий, имеющих составить магистраль «С.-Петербург—Николайстад». Ввиду сего и так как последнеуказанная магистраль еще не закончена, то осуществление вновь проектируемой ветви от линии «С.-Петербург—Выборг» до местечка Койвисто может, казалось бы, состояться лишь с особого ВЫСОЧАЙШЕГО ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА разрешения. Признавая таковое замечание Финляндского Генерал-Губернатора правильным, тем более, что вообще никакая постройка стратегической железной дороги не может быть произведена без ВЫСОЧАЙШЕГО на то повеления, Совет Министров нашел, что предстоящие изыскания по проведению железнодорожной ветви от магистрали «С.-Петербург—Выборг» до местечка Койвисто, на берегу пролива Биорке, должны быть произведены распоряжением Финляндского Сената при участии как представителя Военного Министерства, так и Министерства Путей Сообщения, в лице русского инспектора финляндских железных дорог. Засим по завершении изысканий и по выборе наиболее отвечающего интересам военного ведомства направления проектируемой линии Императорский Финляндский Сенат имеет составить проект означенной линии, с указанием ее стоимости и способов эксплоатации, каковой проект подлежит внесению не позднее осени сего года на рассмотрение Совета Министров для представления на благовоззрение ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА вместе с заключением Совета как по существу дела, так и по вопросу о порядке дальнейшего его направления.

Сообразно сему Совет Министров полагает:

I. Предоставить Финляндскому Генерал-Губернатору поручить Императорскому Финляндскому Сенату озаботиться незамедлительным производством изысканий по постройке железнодорожной ветви нормальной колеи от магистрали «С.-Петербург—Выборг» до местечка Койвисто, на берегу пролива Биорке, с тем, чтобы изыскания сии были выполнены при участии представителя Военного Министерства и Министерства Путей Сообщения, в лице русского инспектора финляндских железных дорог, а засим на основании этих изысканий составлен был Сенатом подробный проект сооружения названной линии.

II. Указанные в предшедшем (I) отделе изыскания произвести за счет подлежащего для железнодорожных изысканий кредита в установленном порядке.

III.Поручить Финляндскому Генерал-Губернатору по составлении проекта сооружения упомянутой (отд. I) линии, с указанием ее стоимости и способов эксплоатации, а также предполагаемых источников для покрытия вызываемых постройкою названной линии расходов, внести не позже осени нынешнего года настоящее дело вместе со своим по оному заключением на уважение Совета Министров.

Таковые заключения свои Совет Министров приемлет долг всеподданнейше повергнуть на ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благовоззрение.

Подписи: В.Н.Коковцов, В.К.Саблер, В.А.Сухомлинов, А.В.Кривошеин, С.Д.Сазонов, И.Г.Щегловитов, С.И.Тимашев, Л.А.Кассо, Н.А.Маклаков.
Скрепа: управляющий делами Совета Министров Н.В.Плеве.