Хроника концертов в Сестрорецком курзале
1905 год
Источник: Русская музыкальная газета, 1900-1918 годы
курзал
-
- [еще]
№ 25-26, 19-26 июня
Оба наши летние музыкальные увеселители - Павловск и Сестрорецк - обнаруживают крайнюю недальновидность: несмотря на хороший состав оркестра в одном и талантливого дирижера в другом, концерты их проходят не только для большинства петербургской публики, но и для музыкантов, едва ли не в полной неизвестности. Программы концертов не публикуется в афишах, как это было принято прежде, а потому любопытствующим предоставляется или скакать на вокзалы Царскосельской и Приморской дорог, где вывешиваются программы, или выискивать заметки о концертах на задворках ежедневных газет, куда лишь изредка попадаются краткие сообщения, да и то лишь в том случае, если музык. хроникеру данной газеты лично интересен состав программы, солистов или дирижеров вечеров. Этим и можно объяснить факт почти отсутствия наезжей петербургской публики, остающейся в неведении: где, когда и что исполняют. Правда в Павловске интерес к музыкальным вечерам упал отчасти, благодаря неспособности расшевелить и увлечь публику постоянного местного дирижера г. Владимирова, не подающего надежды выбиться из посредственной середины. С другой стороны известный инцидент 22 мая, когда публика была приятно поражена экстраординарным участием, не включенным в программу, полиции и казаков, заставляет публику озираться пугливо по сторонам при малейшем шуме (нечто подобное приключилось и 29 мая, когда какая-то перебранка в буфете заставила разбежаться публику и музыкантов!). Все это, вместе с упадком содержательности в программах, влияет и на интерес к павловским музык. вечерам. Наоборот в Сестрорецке последние протекают в мирном благополучии и местная публика вполне довольна своим новым дирижером, г. В. Суком. В самом деле, сестрорецкая публика в лице последнего приобрела очень даровитого дирижера, с которым нельзя сравнивать его двух предшественников, гг. Владимирова и Горелова. До сих пор г. Сук был известен только в качестве добросовестного оперного капельмейстера. Находясь во главе оркестра частной оперы - обыкновенно достаточно посредственного ансамбля, - а также находясь, вероятно, в зависимости от количества репетиций и разных капризов примёрствующих "частных" оперных Мазини, Батистини и Замбрих, г. Сук едва мог всюду проводить исключительно художественные требования. Зато теперь, оказавшись во главе симфонического оркестра, свободный от спешных постановок и узаконенных залихватских фермат, он вполне показал себя серьезным и талантливым музыкантом; таковым он предстал в обоих симфонич. концертах, прекрасно проведя в I вечере V симфонию Бетховена, а во II сложную программу, посвящ. произведениям Чайковского. Прослушать в летнем, хотя бы и симфоническом, оркестре V симфонию, да еще в душной зале - и все время с интересом следить за толкованием ее дирижера - это значит, что последний сумел вас захватить. С толкованием г. Суком V-й симф. Бетховена (а также III сюиты и симф. поэмы "Гамлет" Чайковского) можно не соглашаться, но в его передаче есть та цельность и своеобразность, которую у наших обычных капельмейстеров симфонических оркестров не найдешь. Нельзя соглашаться с чрезвычайно замедленными темпами I части симф. Бетховена, затянутыми ферматами, легкими воздушными паузами там и здесь, затянутыми ответами фраз духовых на тему басов в скерцо и т.п., но нужно сознаться, что благодаря этому, благодаря замечательно уверенному и ясному ансамблю, прекрасному нарастанию динамической силы и известному увлечению, которое проявляет, несмотря на сдержанный и спокойный, на взгляд, взмах, дирижер (Сук не отбивает такт, а именно руководит всем ансамблем, выделяя существенные детали в последнем), - произведение в его трактовке приобретает, от первого до заключительного тактов, выпуклость, цельность и интерес. Мы еще вернемся в свое время к этому талантливому дирижеру, здесь же добавим, что симпатия к нему публики отразилась и на овациях, по адресу его - как композитору: в I конц. была исп. его удачная в деталях, красиво инструментованная, но несколько театральная в своих эффектах и разрозненная по отдельным програмным моментам, симф. поэма "Иоанн Гусс".
№ 27-28, 3-10 июля
Г. Сук старается не обременять летнюю публику сложными симфон. произведениями; исключение, покуда, было сделано им лишь для своего симфонического дебюта, для которого он поставил V симфонию Бетховена. Талантливый дирижер вполне рационально избегает тяжелой симфонической кавалерии, которую не так-то легко преодолевать в душном летнем концертном зале, а потому вполне следует одобрить выбор I симфонии Глазунова и Итальянской Мендельсона, поставленных им в программу III и IV концертов, тем более, что в той и другой он сумел заинтересовать публику и провести оба произведения с большим, несомненным, вкусом. О юношеской симфонии Глазунова у нас неоднократно была речь; наиболее яркие, красивые и интересные ее части - первые две: они проще, замкнутее по своей фактуре, остальные - более расплывчаты и достаточно несамостоятельны, отражая в себе традиционные симфонические приемы балакиревской школы (главным образом Бородина и Р.-Корсакова). Давно не приходилось нам слушать эту симфонию в такой ясно отделанной трактовке. Тоже нужно сказать и о передаче A-dur'ной симфонии Мендельсона, уже утрачивающей свою юношескую свежесть; только она была проведена г. Суком с вполне понятным большим увлечением - одинаково во всех частях. Мастерски распределил дирижер все динамические оттенки, замечательно рельефно провел он всю красивую мелодическую ткань мендельсоновской партитуры. Можно было несколько менее резко сыграть эпизод виолончелей - в 1 ч., но затем снова удивительно нежно и чисто (что редко удается) прошел эпизод духовых и безукоризненно - фугированное заключение. Марш II части несомненно послужил прототипом для подобного марша II симфонии Чайковского; в нем г. Сук также превосходно выделил "вздохи" оркестра на главной теме. В III части больше буржуазно немецкого, чем итальянского; это скорее Ländler с охотничьим trio. Партия валторн с их постоянными < > в трио или ответные фразы деревянных с all-tto - прошли удивительно чисто и нежно. Финал - бодрый, разгульный, но мендельсоновски изящный - завершил проведенную с большим талантом симфонию. Из остальных №№ программы отметим вступление "к Лоэнгрину" и поэму "Прелюды" Листа, вполне удавшихся г. Суку. Наибольший успех из солистов первых 4-х концертов имела успех г-жа Будкевич, хорошо спевшая красивую арию Снегурочки (из "пролога" оперы).
№ 31-32, 31 июля - 7 августа
[...] Отправимся теперь в Сестрорецк, в курзал которого полиция, после давнишнего усмирения музыканто-татарского буфетного бунта, во времена царствования г. Горелова, кажется еще не проникала. Кстати, 24 июля здесь справлял свой бенефис местный дирижер г. В. Сук. Как и все дирижерские бенефисы, программа последнего не была посвящена специально оркестровым пьесам, в которых бенефициант-дирижер мог бы отличиться с художественной стороны, а главным образом - солистам, служащим еще неизменной приманкой русской публики. Все-таки талантливому дирижеру в день его артистических имянин удалось сыграть 4 пьесы - ув. "Тангейзер", проведенную им с отличным ансамблем, а местами с большим увлечением - такая передача для частного оркестра - редкость, сюиту из "Лебединого озера" Чайковского, собственную симф. поэму "Гусс" и пьесу Глазунова - все было срепетовано и проведено прекрасно, с несомненным вкусом. Симпатии публики к В. Суку сказались в овациях, венках, цветах и более существенных подношениях, а также - в переполненном до духоты зале. О приманке публики - солистах - не много; из инструменталистов участвовали виолонч. Фострем, скрипач Вольф-Израиль с большим успехом, также, вернее с еще большим, г. Лабинский, к вящему удовольствию своих многочисленных поклонниц спевший в нос, вернее прокричавший, каватину из "Русалки" и 3 романса на bis, при оглушительных аплодисментах. Участвовали еще другие солисты, которых за поздним временем многие не дослушали, кроме очень хорошего арфиста, г. Мосхаммера; только - когда перестанут выдавать арфу за сольный инструмент большой концертной эстрады? Впечатление от нее, несмотря на виртуозность исполнителя, такое же, как от недостаточно-настроенного старого клавикорда, на котором играют столь же старые салонные вариации - невозможные произведения, к вымершему типу которых так подходит громадная часть литературы для арфы.
№ 37, 11 сентября
Музыкальный сезон в Сестрорецке закончился 27 августа программой, в которой для публики преобладали сольные №, но которая позволила дирижеру В. Суку напоследок дельно распроститься с публикой. "Карнавал" Свендсена, "Сюита" Грига, "Итальянское Каприччио" Чайковского и др. №№ были проведены талантливым г. Суком с большой отделкой, местами с полным увлечением. Публика прощалась с полюбившимся ей дирижером с большой симпатией и аплодисментами, вполне им заслуженными. В средине августа, в последний свой симфонич. концерт г. Сук провел милую и изящную сельскую свадебную симфонию Гольдмарка и опять-таки мастерски дал целый ряд детально отделанных картинок. Мы встретимся, вероятно, с г. Суком зимой в опере кн. Церетелли; пожелаем ему с оркестром последнего достигнуть такого же ансамбля, какой он выработал в Сестрорецке - это докажет его право на пост солидного оперного дирижера...