Волость Терийоки Курортный район
Х. Толванен о Терийокском лицее
Хельви Толванен (Хямяляйнен). Средняя школа в 1920-е - 1930-е годы
Источник: Перкъярви - Кирилловское/пер. с финского Д. И. Орехова. - СПб.: Издательство ОСТРОВ, 2007.1
- [еще]
Когда в один из погожих осенних деньков 1927 года в школах начались занятия, в нашей школе появились девочки по фамилии Янссон, семья которых переехала из района Райвола, из тех мест, где находилась лиственничная роща2. Младшая из девочек, которую звали Сиркка, стала учиться в моем, 2-м классе начальной школы, а старшая — Тертту — пошла в следующий класс.
Когда я отучилась в народной школе уже почти 4 класса, мама — это было воскресным утром, во второй половине мая — увидела в газете «Карьяла» объявление Терийокского лицея совместного обучения (Terijoen Yhteislyseo) и спросила, не хотела бы я учиться в школе в Терийоки. Я, немного подумав, сказала, что если поедет Сиркка Янссон, то поеду и я. Родители сходили к священнику за метрическим свидетельством. Таким образом, нас, 10-12-летних школьников из Перкъярви, набралось примерно полдесятка, и в последний день мая 1930 года в сопровождении наших мам мы явились в канцелярию ректора Терийокского лицея совместного обучения. Вступительный экзамен сдали тогда почти все.
Осенью мы начали ездить учиться в Терийоки. Расписание занятий там было составлено с учетом графика движения поездов. Занятия начинались в 10 и заканчивались в 16 часов. Со станции Перкъярви поезд отправлялся в 8.45 и через час прибывал на станцию Терийоки, откуда до школы было больше километра. Обычно мы как раз успевали к началу занятий, вот только зимой, в те дни, когда была метель, поезд иногда приходил с опозданием, и, соответственно, мы тоже опаздывали. Вечером приходилось спешить, особенно после уроков физкультуры, чтобы успеть на поезд, отправлявшийся в 16.15. На станцию Терийоки утром, еще до 10 часов, прибывали поезда со школьниками из Раяйоки и Койвисто3, а вечером отправлялись сначала поезд на Койвисто, потом на Выборг, а последним — поезд на Раяйоки.
У школьников из Перкъярви дорога утром и вечером занимала час времени. И вот этот-то утренний час нами как следует использовался. Обычно ездили группой в 5 человек — Сиркка Янссон, Майре Ловен, Ханнеле Ванхатачо, Хертта Сильвас из Лоунатйоки и я. Мы просматривали домашние задания и пройденный материал. Сначала решали задачи по арифметике — те, которые дома решить не получалось. Поскольку делалось это совместными усилиями, то обычно задания были готовы еще до прибытия поезда в Терийоки. Если оставалось время, то мы проверяли задания по шведскому и по немецкому языку, спрашивая друг у друга слова. За этот час мы успевали сделать очень много. Как-то было задано написать домашнее сочинение и привезти его в школу. Когда ждали поезд, заговорили в том числе и об этом. И выяснилось, что Сиркка про него забыла. Янссоны жили недалеко от станции, и Сиркка быстро сбегала домой за тетрадкой, чернильницей и ручкой. В поезде началось спешное написание, и когда подъезжали к Терийоки, сочинение уже было готово.
Вагоны в те времена были очень старые, с печкой посередине. Проводники иногда так сильно топили печки дровами, что зимой, когда снаружи был лютый мороз, внутри было жарко, как в тропиках.
Зимой 1933 года долго не выпадал снег. В это время уже начали поднимать вопрос о так называемых «лыжных» каникулах для школьников. И вот в 1934 году, во второй половине февраля, в школах Финляндии первые такие каникулы наступили. В эти дни, а также по обычным воскресеньям зимой, дети активно катались на лыжах; излюбленным местом были горки за перкъярвинским Песчаным карьером. Наш терийокский класс совершил лыжный поход по окрестностям Терийоки.
Вагоны не были пусты. Между станциями Мустамяки4 и Раяйоки проходила проверка документов. Как-то утром — было это весной 1931 года — был длинный поезд, в четырех дополнительных вагонах которого ехали иностранные переселенцы, следовавшие в Советский Союз из США. В ту весну, а также в другие годы начала 1930-х переселенцы ехали постоянно, правда, небольшими группами.
Перед войной в школах для учащихся было установлено правило: за четыре летних периода надо было собрать гербарий в общей сложности из 200 растений. Тем, кто учился в школе на Карельском перешейке, набрать нужное количество было несложно, ибо в родном краю растительность была изобильная. Например, у железнодорожной ветки, которая шла к Песчаному карьеру, встречались многие растения, в том числе редкие. Чтобы рассортировать растения нужна была бумага для гербария и некоторые другие принадлежности, за которыми ездили, в том числе и летом, в Терийокский книжный магазин. Школьный билет был действителен до конца июля, так что поездка в июне — июле в общем-то ничего не стоила. А если к тому же выдавался прекрасный солнечный и теплый день, то можно было заодно и сходить на терийокский пляж — позагорать и искупаться.
Заканчивали мы среднюю школу в 1935 году. Из одноклассников одни продолжили осенью учебу в старших, так называемых гимназических, классах, другие поступили на различные курсы или в учебные заведения профессионально-технического образования. Сиркка Янссон стала работать продавщицей в магазине парфюмерии и химикатов Хедмана в Выборге. Актеры Выборгского театра, заходившие туда покупать косметику, приметили ее. Весной 1937 года ее пригласили на кинопробу, и в конце концов она была, принята на киностудию «Суоми-Фильми», где получила известность как киноактриса Сиркка Сари.
Кое-кто из Перкъярви ездил на школьные занятия в Выборг. Дорога туда занимала час, как и до Терийоки, однако это было более утомительным, нежели ездить учиться в Терийоки, поскольку уроки в выборгских школах начинались в 8 часов утра, заканчивались обычно в 15 часов, обеденный перерыв длился 2 часа. Поезд со школьниками отправлялся со станции Перкъярви в 6.44 и прибывал в Выборг до 8 часов, так что успеть в школу к восьми вполне было можно. Если же кто-то утром приходил на станцию с небольшим опозданием, то машинист мог чуть подождать, чтобы опаздывающий успел добежать до вагона. Утренние поезда на Выборг отправлялись из Перкъярви с часовым интервалом, обратные поезда вечером — также примерно через каждый час. Иногда в Выборге отправления поезда приходилось ждать. Там имелись залы ожидания 2-го и 3-го класса, рестораны. В школьные дни на вокзале в Выборге было довольно оживленно. Поезда прибывали и отправлялись, направлений было пять: Хельсинки, Раяйоки, Антреа, Валкъярви5 и Койвисто (Уурас).
После окончания народной школы многие дети из Перкъярви, особенно девочки, посещали наше Училище кустарной промышленности, в котором учились ребята из разных волостей Карельского перешейка.
У нас, живших в Перкъярви до войны, были довольно-таки неплохие возможности посещать школу. Народные школы располагались недалеко от дома. А посещать среднюю школу и профессионально-технические училища помогали железная дорога и удобное расписание поездов.
Примечания
- Воспоминания Х. Толванен публикуются с любезного разрешения издательства ОСТРОВ. Контактная информация: 199004, Санкт-Петербург, а/я 71, Амирханову Л.И. E-mail: zitadel@bk.ru.
"...из района Райвола, из тех мест, где находилась лиственничная роща..."
- ныне Рощино, речь идет о Линдуловской корабельной роще.- Раяйоки - несохранившаяся пограничная станция, ныне эта местность носит название Дюны, Койвисто - ныне Приморск.
- Мустамяки - ныне станция Горьковское.
- Антреа - ныне Каменногорск, Валкъярви - ныне Мичуринское.