Выборгская наступательная операция
Газета "На страже Родины" о Выборгской операции 1944 года
В этом разделе собраны материалы, публиковавшиеся в красноармейской газете Ленинградского фронта "На страже Родины" в июне 1944 года и посвященные советскому наступлению на Карельском перешейке в ходе Выборгской операции. Материалы сгруппированы по дням их публикации, опущены сообщения Информбюро, ТАСС и т.п., а также ряд статей общепропагандистского содержания. Приводятся также фотографии и карикатуры, печатавшиеся в газете. См. также подборку сводок Советского Информбюро, публикации газеты "Известия" и газеты "Красная звезда" за этот период.
На страже Родины, 18 июня 1944 года
Источник: На страже Родины, 18 июня 1944 года, № 150 (7688)
Взаимодействие в преследовании
В боях на Карельском перешейке наши части еще раз продемонстрировали своё возросшее воинское искусство. Немецко-финских захватчиков не спасли и не могли спасти никакие самые совершенные оборонительные полосы. Мощные, нацеленные артиллерийские и бомбовые удары, стремительные действия танков и пехоты разорвали одну за другой две линии обороны финнов. Оставляя тысячи трупов на развалинах дотов, траншей, казематов, враг вынужден поспешно откатываться в глубь Карельского перешейка. Не давая противнику оторваться или вновь организовать сопротивление, наши части немедленно переходят в решительное, смелое, безостановочное преследование с целью полного разгрома врага. Преследование, как и прорыв, венчается успехом лишь при умелой организации взаимодействия родов войск.
После прорыва второй оборонительной полосы на одном из участков командир Н-ского стрелкового батальона капитан Петров, обнаружив начало отхода финнов, приказал ротам усилить нажим на противника, не давая ему оторваться. Минометчики и артиллерийский дивизион по указанию комбата усилили огонь по перекрёстку рокадной дороги. Одновременно комбат, посадив два взвода на танки, выбросил их вперёд на 4 километра в тыл отходящим финнам. Быстрота в принятии решения и плана взаимодействия, решительное их осуществление привели к блестящим результатам. Батальону удалось отрезать большую группу финнов, разгромить её, захватить несколько орудий и безостановочно продвинуться на 10 километров, заняв три населённых пункта.
Карельский перешеек изобилует лесами, болотами, озёрами, высотами. Здесь, вместе с тем, большое количество дорог. Взаимодействие в этих условиях должно быть особенно тесным. Оно должно организовываться не только в масштабе крупных подразделений, но и на низовом звене — между отделением, экипажем, расчётом. Таким, например, оно было в Н-ской гвардейской части, которая штурмом овладела важнейшим узлом сопротивления второй оборонительной полосы финнов — Кивеннапа.
Время дорого в каждом бою. Оно вдвойне дороже при преследовании противника. Здесь каждый час, потерянный наступающими,— выигрыш для врага. Бои по преследованию характерны частым перестроением боевых порядков, быстротой продвижения. Главное в этих условиях — ни на минуту не упускать управления всеми подразделениями и средствами поддержки. А это достигается лишь непрерывно действующей связью. Бои показывают, что радио является основным средством по управлению боем, по налаживанию взаимодействия. Между тем, в некоторых из подразделений радио ещё ие используют в полной мере для управления. Например, капитан Зимин не смог своевременно изменить маршрут танков с десантам автоматчиков, так как... забыл узнать волну, на которой работают радисты танкового подразделения.
Непрерывная связь между командиром, организующим взаимодействие, подчинёнными и поддерживающими его подразделениями и средствами усиления — важнейшее условие успеха боёв по преследованию и уничтожению противника.
Умелое использование каждым командиром всех средств борьбы, чёткая постановка им задач по месту и времени, своевременная корректировка их в соответствии с обстановкой, инициативные действия командиров всех родов оружия — залог сохранения прочного взаимодействия в преследовании, верный залог побед над немецко-финскими захватчиками. Обеспечению непрерывного, гибкого и чёткого взаимодействия должна быть подчинена и наша партийно-политическая работа.
Финны, уже потерявшие большое количество своих опорных пунктов и узлов сопротивления, понесшие большие потери, спешат вывести свои силы из-под удара наших войск. Надо стремительно развивать наступление, не давать финским захватчикам уходить живыми с поля боя. Неустанно проследуя, искусно маневрируя, действуя быстро и смело, обрушивать на подлых лахтарей всю мощь нашей первоклассной техники, добить их — такова наша задача.
Между озёрами
(От наших спец. корреспондентов)
После прорыва второй мощной долговременной полосы обороны противника бои развертываются на узких заболоченных участках между многочисленными малыми и большими озёрами. Финское командование, видимо, рассчитывало на этих узких плацдармах сковать манёвры наших частей, задержать их продвижение. Но наши части, быстро приноровляясь к условиям местности, искусно маневрируя, опрокидывают оборонительные планы противника, сокрушают его опорные пункты и безостановочно преследуют финских захватчиков.
Населенные пункты, расположенные на междуозерных перешейках, связаны друг с другом множеством проселочных дорог, идущих вдоль фронта. Наши подразделения перехватывают эти дороги, изолируют населенные пункты и защищающие их финские гарнизоны, затем решительными ударами разбивают лахтарей наголову. Начинается безотрывное преследование — до следующего рубежа. Наши части продвигаются вперед на плечах противника и, не позволяя ему закрепиться на новых рубежах, гонят все дальше и дальше.
Вчера за день пройдены десятки километров, занято 120 населенных пунктов. Велики упорство и ярость, которые безостановочно ведут ваших воинов вперед в этих необыкновенно трудных условиях! Высоко воинское мастерство, непреодолим наступательный дух наших воинов, неуклонно идущих вперед, несмотря ни на что.
Ожесточенные бои развернулись на подступах к Перкярви. Финны цеплялись за этот важный тактический рубеж с отчаянным упорством.
Перкярви — посёлок и узловая станция на железной дороге Ленинград—Выборг. Через Перкярви проходят рокадные шоссейные магистрали. Посёлок расположен на подступах к финским укреплениям на водной системе Вуокси.
На подразделение под командованием старшего лейтенанта Колмогорова, наступавшее из Харью вдоль железной дороги, противник обрушил сильный огонь. Артиллерийская батарея, сопровождавшая батальон колёсами, теперь поддержала его огнём. Потребовалось всего несколько минут, чтобы батарея развернулась и ударила по огневым точкам противника. Наши подразделения вслед за огневым валом ворвались в деревню и примыкающую к ней станцию Лоунатйоки, захватили транспорт противника, нагружённый военным имуществом. Большая группа финских солдат была взята в плен.
Пленные подтвердили данные нашей разведки: «Перкярви сильно укреплен, опоясан проволочными заграждениями и траншеями, дзотами и многочисленными скрытыми огневыми точками. Он является важным опорным пунктом в системе финской обороны».
Командир нашей наступающей части принял решение — штурмовать Перкярви с ходу. Подразделение под командой капитана Зайнулина, при поддержке танков, наступая вдоль железной дороги, двинулось на Перкярви. Огневое сопротивление финнов на ближних подступах к Перкярви оказалось значительно более ожесточённым, чем на предыдущих промежуточных рубежах. Танки, имея на броне автоматчиков, вырвались из леса на шоссейную дорогу и направились в район самой станции. Пушечно-пулемётный огонь танков, автоматные очереди стрелковых десантов заставили финнов укрыться, бежать. Но когда финны под окриками своих офицеров попытались принять боевой порядок, наши автоматчики были уже на станции, а затем, ворвавшись в посёлок, они вышли в тыл финского оборонительного пояса вокруг Перкярви и в ожесточённом ближнем бою смяли сопротивление врагов.
Один за другим рушатся планы финских приспешников Гитлера зацепиться за наши земли, воровски захваченные ими в 1941 году. Не удержались они на своём первом рубеже, рассчитанном на долговременную оборону. Не удержались на второй полосе обороны, одетой в цемент и гранит, которую они создавали около двух лет. Не удерживаются лахтари и на выгодных для обороны междуозёрных перешейках. Не удержаться им и дальше!
Майор К. АРЕНИН.
Майор С. КАРА.
Разведчики в тылу врага
Офицер штаба развернул карту.
— Вот смотрите, — обратился он к младшему лейтенанту Селищеву, указывая квадрат, — вам надо пробраться в тыл противнику, разведать систему укреплений трёх его опорных пунктов, расположение огневых средств, количество живой силы, скрытные подходы. Сведения передадите кодом по рации. Действуйте немедленно.
По болотистым, почти непроходимым местам бойцы перешли линию фронта и углубились в лес. Впереди шёл дозор — азимутчик сержант Фролов, ефрейтор Васин, красноармейцы Борисов и Янин. Через полтора часа изнурительного перехода они достигли двух высот, на которых были расположены деревни, превращённые финнами в опорные пункты.
Разведчики залегая, хорошо замаскировались.
Васин и Борисов поползли к деревням, остальные из укрытий вели наблюдение. Борисов неслышно подполз через кустарник к деревне. Он уже отчётливо видит амбразуры в дзотах и в них стволы орудий и пулемётов.
Но что делается внутри деревни? Борисов решает проникнуть и туда. Он ползёт по склону. Разведчик уже был возле крайнего сарая, как вдруг неподалеку появился лахтарь. Но Борисов остался незамеченным. Разведчик продолжал наблюдать за хождением финских солдат, офицеров, подсчитывая их, определяя маршруты.
Вскоре он благополучно вернулся к месту сбора. Селищев тотчас приказал сержанту Бенцианову связаться по радио с офицером штаба.
Вслед за Борисовым явился разведчик Васин. Он также хорошо справился с задачей. Был разведан и третий опорный пункт финнов.
Пользуясь ценными разведданными группы младшего лейтенанта Селищева, штаб подразделения разработал план боя. Все три опорных пункта врага были разгромлены и захвачены нашими бойцами.
Старший лейтенант В. ШЕПИЛЕВИЧ
На снимке (слева направо): сержант И. Фролов, младший сержант И. Веселков и младший лейтенант П. Селищев.
Фото И. Фетисова.
Красный флаг на дзоте
Красноармеец Александр Чигир проложил путь всей роте
После артиллерийской подготовки рота пошла в наступление. Неожиданно ожил пулемётный дзот противника. Он мог приостановить продвижение наших бойцов.
Красноармеец Александр Чигир заметил, откуда стреляют финны, и немедленно бросился к вражескому дзоту. Когда до него осталось несколько метров, Чигир лёг на землю и пополз по-пластунски.
— Сейчас угомоню гада! — решил он. С близкого расстояния Чигир метнул в амбразуру противотанковую гранату. Раздался сильный взрыв. Стрельба из дзота оборвалась.
Красноармеец Александр Чигир вскочил на дзот, бросил внутрь дзота через трубу ещё одну гранату и водрузил на дзоте красный флаг. Увидев его, третья рота с ещё большей напористостью и энергией продолжала преследовать врага, уничтожая лахтарей огнём и штыком.
Старший лейтенант В. ФОМИН.
Корректировка огня с дерева
Когда наша бойцы, преследуй лахтарей, вошли в лес, артиллеристы, сопровождавшие пехоту, стали стрелять неточно, потому что ухудшилось наблюдение. Старший сержант комсомолец Иванов влез на дерево, откуда хорошо просматривалась местность, и начал корректировать огонь.
С помощью комсомольца Иванова наши артиллеристы уничтожили вражеский пулеметный дзот и около 20 финских солдат.
Сержант И. МЕЛЬНИКОВ.
Артиллерия штурма
В районе Мустамяки — Кутерселькя наши войска встретились с одним из наиболее мощных звеньев второй оборонительной полосы финнов. На склонах крутых высот вражеская оборона складывалась из гранитных противотанковых надолб в три рядя, из сплошных проволочных заборов, минных полей, железобетонных дотов, траншей полного профиля, капониров и блиндажей.
Вся система артиллерийского и автоматического огня этих узлов сопротивления была нацелена на воспрещение подхода наших танков и пехоты к переднему краю обороны.
Только артиллерийский удар мог быстро и успешно взорвать минные поля, раздробить и снести надолбы, проделать в них проходы и разметать проволочные заграждения.
Артиллеристы под командой офицера Калмансона накануне штурма приступили к оборудованию огневых позиций. Батареи лейтенанта Копытченко, капитана Войтишенко и других командиров расположили свои боевые порядки в 150—200 метрах от линии гранитных надолб. С наступлением сумерек огневые взводы стали вытаскивать орудия через лес, нередко на руках, с помощью лямок. Пришлось прорубать просеки, прокладывать жердевую дорогу на расстоянии полутора километров. Боеприпасы также перетаскивали вручную.
Пользуясь хорошей видимостью в белую ночь, командиры орудий приступили к составлению панорам целей. Для поражения живой силы неприятеля каждое орудие было снабжено шрапнелями. В расчётах каждый номер мог стать наводчиком. Такая взаимозаменяемость позволяла непрерывно вести огонь, даже при потерях в личном составе.
Артиллеристы тщательно маскировали свои огневые позиции под фон местности. Все работы проводились почти бесшумно, так как противник легко мог засечь наши боевые порядки. К двум часам ночи батареи были готовы к ведению огня.
Естественная зелёная маска скрывала огневые точки врага, но всё же путём тщательного наблюдения офицерам удалось нанести на разведывательные схемы примерное расположение первых траншей противника по таким признакам, как лента вырытой земли, тропинки и холмики, отдалённые друг от друга на определённом расстоянии.
Утром, когда началась артподготовка и артиллерия различных калибров вела огонь по переднему краю и глубине обороны финнов, орудия прямой наводки ударили по ближним целям.
Близкое расположение орудий к целям давало возможность разрушать препятствия в короткий срок. Огромные гранитные надолбы длиной в полтора метра, высотой и шириной в метр, рассыпались на куски после 3-4 прямых попаданий. Так же эффективна была стрельба по проволоке. Орудия наводились в опорные столбы проволочных заборов. Удар осколочно-фугасного снаряда вырывал эти опоры из земли, осколки перебивали проволоку.
Нужно обладать большим опытом, чтобы в клубах дыма и пыли отыскивать неразрушенные участки и направлять огонь на них. Все расчёты вели огонь отлично, не теряя темпа. Люди выполняли боевую задачу под шквальным огнём противника, но ни на минуту не отходили от орудий.
Специальная батарея прикрывала своим огнём наши боевые порядки и стреляла по оживающим финским огневым точкам.
В процессе разрушения надолб и проволочных заграждений командиры батарей и взводов засекали те огневые точки, с которых огнём артиллерии большой мощности была сорвана маска.
И когда на высоту штурмом пошли танки и пехотинцы, они свободно прошли через 10—12-метровые проходы в проволочных заграждениях и надолбах. Было образовано 8 сквозных проходов в надолбах, 20 — в проволочных заграждениях. Наряду с этим уничтожено два ПТО, 21 пулемёт, разрушены 10 дзотов и склад с боеприпасами.
Штурм такого сложного и мощного пункта, как Кутерселькя, был успешно осуществлён, прежде всего, потому, что артиллерия прямой наводки открыла дорогу танкам прорыва и штурмовым группам пехоты. Организация и осуществление этого удара обогащают артиллеристов ценнейшим опытом для новых боёв.
Полковник П. ЛИЗЮКОВ.
Массированные налёты бомбардировщиков
Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 17 июня. (ПО ТЕЛЕФОНУ). Сегодня лётчики нашей части нанесли сильные удары по четырём железнодорожным узлам финнов.
В первой половине дня над станцией Н. пролетел наш воздушный разведчик и обнаружил здесь свыше 20 эшелонов.
Три больших группы пикирующих бомбардировщиков под командой гвардии подполковника Колокольцева, подполковника Гречухина и капитана Сырчина немедленно поднялись в воздух. На подходе к цели многочисленные зенитные батареи, прикрывавшие узел, открыли сильный огонь. Преодолев огневую завесу, наши лётчики с небольшой высоты сбросили фугасные бомбы крупного калибра. Через минуту над станцией бушевал пожар. Многие экипажи сбросили бомбы на станционные склады с боеприпасами и горючим. От прямых попаданий фугасок последовали многочисленные взрывы.
Вскоре девятка «Петляков-2», ведомая гвардии капитаном Клочко, с пикирования бомбила другую станцию противника. Бомбы были сброшены на эшелоны и железнодорожные пути. Последовало три сильных взрыва. Во многих местах лётчики наблюдали очаги пожара.
На выводе из пикирования гвардейцев-бомбардировщиков пытались снизу атаковать финские истребители «Брустер». На выручку немедленно пришли гвардейцы-истребители прикрытия во главе с гвардии майором Бухтеевым. Все бомбардировщики без потерь возвратились на свой аэродром.
Гвардии майор А. ГРИГОРЬЕВ.