Карельский перешеек 1920-1930-х годов в эмигрантской прессе
Т. Дьяконова. Илья Репин и его правнуки
Источник: Сегодня, 21 октября 1930 года (Рига)
Т. Дьяконова. Илья Репин и его правнуки.
(Из воспоминаний внучки великого художника.)
В последнее время своей жизни, исполненное страданий, дедушка мой, Илья Ефимович Репин, поражал своим редким для тяжело больного душевным состоянием: в то время, как всякое движение было для него крайне трудно и часто болезненно, он, насколько только хватало его сил все старался исполнять сам и как можно меньше беспокоить окружающих.
Никогда не жаловался он на свои боли.
До последних дней не забывал заботиться о других: всех, всех припомнил он в эти дни, с участием о всех расспросил. Даже редко и давно виденные им люди не были забыты. К сожалению, сначала долго не разрешаемый выезд из России, а потом опасная болезнь моих детей не дали мне много видеть дедушку; но в те редкие часы, когда я могла приходить к нему, меня всегда глубоко трогала его радость при свиданьи со мною и постоянные расспросы о всех нас, о ходе болезни детей, несмотря на его собственное тяжелое состояние.
— Лучше-ли им? Которому из них сейчас тяжелей? — спрашивал он.
Уже в последние дни его жизни однажды, после долгого перерыва, я пришла к нему. Пристально вглядевшись в меня, как он это всегда делал в последнее время, так как сразу ему трудно бывало разобрать, кто пришел, он обрадовался и воскликнул: «Ты пришла? И дети пришли?» и, узнав, что дети еще сейчас не могут придти, он с беспокойством спросил:
— Но они здоровы, здоровы теперь?
Когда первым поправился мой сын Кирилл и смог придти к прадедушке Илья Ефимович уже ничего не мог говорить, но и тут узнав мальчика, он слабой рукой взял его за руку, поцеловал и долго не выпускал его руки. И не только свою семью встречал он так ласково в эти дни, когда страдания казалось, должны были отогнать всякую мысль об окружающих, но каждого, кого он видел, встречал он улыбкой и приветственным движением руки.
Полны терпения и любви были его последние дни.
Т. Н. ДЬЯКОНОВА.1
Пенаты, 12-го октября.
Примечания
- В этом же номере газеты были напечатаны воспоминания дочери Репина Т. Язевой.