Флот у Карельского перешейка Российские императоры на Карельском перешейке
Морские маневры 1869 года на Транзундском рейде
Высочайший смотр броненосной эскадры русского флота в Транзунде 2 и 3 июля
Морские маневры Балтийского флота проходили во второй половине XIX века на Транзундском рейде несколько раз. Ниже приведен репортаж журнала "Всемирная иллюстрация" о высочайшем смотре броненосной эскадры в июле 1869 года.
См. также репортаж о Высочайшем смотре флота в 1873 году и другие материалы, связанные с пребыванием русского военно-морского флота у берегов Карельского перешейка.
Источник: Всемирная иллюстрация, 1869 год, №№ 31, 34
Двухдневное прерывание Государя Императора в среде русских моряков, будет занесено в летописи русского флота светлыми буквами. Иностранные газеты, как водится, тотчас-же заподозрили в этом смотру, демонстрацию против Пруссии, упустив из виду, что из всех представителей иностранных держав, находящихся в Петербурге, только принц Рейс и прусский военный агент были приглашены сопутствовать Государю. Это мирное, вполне удавшееся торжество, имело единственную цель, представить Государю новую эскадру, выстроенную в продолжении 6 лет, в ее боевом виде, и вместе с тем сделать маневры из которых наглядно удостоверялось уменье командиров, офицеров и матросов управлять и маневрировать новыми судами также хорошо и отчетливо, как они привыкли делать это на прежних судах.
Во вторник, 1 июля, вечером, вся эскадра перешла с транзундского рейда в шкеры, недалеко от острова Бюрк-э и простояла там на якоре до следующего дня; к 7 часам утра, в среду, разведя пары, эскадра направилась обратно в Транзунд, двумя колоннами, в следующем порядке:
Рядом с передовыми судами эскадры, отдельно с левой стороны, шел пароходо-фрегат «Храбрый», на котором было предложено флотским штаб и обер-офицерам отправиться из Кронштадта в Транзунд, присутствовать при Высочайшем смотре и посмотреть маневры. Около пятидесяти человек воспользовались этим предложением.
В девятом часу, в то время, когда эскадра выходила из шкер на открытый плёс и выровняла свои колонны, из-за острова показался императорский кортеж, из пяти судов. Впереди шла императорская яхта-пароход «Штандарт», за нею пароходы-яхты «Александрия», «Стрельна» (яхта генерал-адмирала) и пароходо-фрегаты «Олаф» и «Рюрик». Кортеж быстро нагнал эскадру и, не доходя двух миль, на императорской яхте был поднят штандарт Государя и проснувшееся эхо островов, загремело громкими перекатами от раздавшегося со всех судов эскадры салюта.
Пройдя всю линию судов, яхта стала во главе первой колонны и с нее было отвечено на салют пятью выстрелами. Проходя мимо судов эскадры, Государь Император, стоявший все время на мостике, здоровался с командами. Вместе с Государем на мостике находились: Наследник Цесаревич и Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи.
Яхта «Штандарт» стала на якорь, на Транзундском рейде, в 11-м часу утра. Начальник эскадры и отрядные начальники явились с рапортами к Государю Императору. Мониторы и броненосные батареи, выстроившись в три колонны, направились к старому клиперу «Наездник», поставленному в углу рейда, впереди императорской яхты, а остальные суда, проходя мимо «Штандарта», становились на якорь, на заранее назначенные места. Кроме выше названных судов, на рейде находился отряд морского училища, состоящий из фрегата «Громобой», корвета «Гиляк», винтовых канонерских лодок «Прибой» и «Марево» и тендера «Кадет», и следующие суда: корветы «Воевода» и «Гридень», клипер «Гайдамак», пароходы «Ястреб» и «Ильмень», винтовые канонерския лодки: «Прилив», «Отлив», «Толчок», «Волна», «Гул», «Молния», «Картечь», «Забияка», «Щука» и «Пчела». Парусныя яхты (из которых самые красивые «Виктория» и «Забава» представлены на рисунке) «Виктория», «Волна», «Забава», «Никса» и ботик «Увалень» катались под парусами по рейду. Картина была самая оживленная; вскоре загремели выстрелы громадных орудий с мониторов и батарей, тяжелые снаряды, от 9 и до 15 дюймов в диаметре, ударяли в борта легкого клипера; грянул залп с батареи «Нетронь меня» и с клипера повалил дым, но скоро начавшийся пожар затих. Раздались выстрелы орудий с лодки «Чародейки» и снаряды, ударяя в воду, начали попадать в подводную часть клипера, он вздрогнул, и, раненый смертельно еще несколькими снарядами с монитора «Лава», тихо опустился на дно. Вслед затем мимо флота прошел старый клипер «Джигит», на буксире колесного парохода. За ним гнался, заходя с разныхъ сторон, клипер «Гайдамак», как-бы выбирая слабое место и удобную минуту, и наконец раздался гул. «Джигит», как будто подпрыгнул из воды; надводная часть, разлетевшаяся в куски и осколки, поплыла по воде; капитанская рубка, почти уцелевшая, тихо покачиваясь, потянулась по ветру к ближайшему берегу и кроме этой рубки и обломков, ничто уже не напоминало бывшее красивое судно.
На императорской яхте был сервирован завтрак, и по сигналу весь Транзундский рейд покрылся стаею окрыленных лебедей, роль которых играли около 60 шлюпок со всей эскадры. Барказы, полубарказы, катера и вельботы, управляемые молодыми офицерами, под всеми парусами, сходились, расходились, описывали красивые линии, поворачивали по ветру и против ветра, проходили, или выражаясь технически, обрезывали корму больших судов, задевая мачтами кормовые флаги.
Около 2-х часов, броненосная батарея «Кремль», на полном ходу, пошла на предназначенный для опыта парусный старый бриг «Филоктет», и с разбегу ударила его своею удлиненною носовою частью (тараном). Бриг задрожал и раскачнулся, но устоял, и батарея, высвободившись из пробитого над водой отверстия, завернула назад и ударила во второй раз, еще с быстрейшего разбега. Старый, высоко стоящий на воде, бриг, благодаря своей пловучести и легкости, все-таки не пошел ко дну сразу; лодка «Толчея» успела подойти к нему взять на буксир и отвести в сторону, только тогда он затонул окончательно. Батарея «Кремль» стала на свое место и немедленно начался новый маневр, ловко и с уменьем исполненный капитанами 2 ранга: Корниловым, бароном Клодтом и Копытовым, на трех винтовых канонерских лодках, обшитых фашинами, для ослабления и безвредности ударов. Они старались ударить одна другую таранами и вместе увертываться от ударов противника. Некоторые удары, а также увертливость были сделаны мастерски и к 5 час. лодки прекратили примерный бой.
К шести часам, на Императорской яхте собрались командиры, приглашенные к обеду. На мостике, между кожухами, играла музыка гвардейского экипажа. К концу обеда был поднят сигнал: «свезти дессант на остров, атакованный неприятелем». Через несколько минут, со всех сторон к яхте гребли шлюпки большого размера (барказы, полубарказы и катера) в боевом виде. На носу виднелись большие орудия, кроме гребцов на скамьях сидели, а в корме и стояли, матросы, временно превратившиеся в пехотинцев. Невидавшему никогда свозки дессанта, трудно себе представить ту массу людей, которая помещается на небольших по виду шлюпках. Через десять минут, с момента поднятия сигнала, между «Громобоем» и «Штандартом», выстроились колоннами два отряда шлюпок, каждый из 8-х рот. Отрядами командовали капитан 2-го ранга Куприянов и капитан-лейтенант Клочков.
Отряды начали стройно подвигаться на гребле к берегу, а с фрегата «Громобой» начали обстреливать остров Менца-Сари, в котором находился предполагаемый неприятель, после с фрегата и с лодок «Прибой» и «Марево» гребцы налегли на весла и, по мере приближения к берегу, из шлюпочных орудий начали, в свою очередь, обстреливать берег батальным огнем; затем началась трескотня из ружей, и когда шлюпки пришли на малую глубину, дессантные роты бросались в воду и держа ружья над головой, по пояс в воде, бегом кидались на берег, где живо строились по ротно. Дессантные орудия, поставленные на станки, выкатывались на руках и помещались в интервалах; все происходило быстро, ловко, отчетливо, без крика и суеты, и потому тем более следовало удивляться, что в командах эскадры, в которой некоторые суда пришли за два и за три дня до смотра и неуспели приготовиться, насчитывают не менее двух с половиною тысяч рекрут.
Государь Император, съехавший, еще до момента высадки, на особую пристань, устроенную на острове, остался весьма доволен высадкою и маневрами и благодарил команды за лихое исполнение всех маневров, за усердие и одушевление, с которым люди выполнили весь маневр.
Вечером, при заходе солнца, грянула заревая пушка с Императорской яхты, и как бы с удесятеренной силой отозвалась на фрегате «Петропавловск», который сделал залп изо всех орудий. Звук слился в один гул, как будто выстрелили из гигантской пушки.
Так кончился первый день Высочайшего смотра.
На другой день, в четверг, 3 июля, после поднятия флага, с императорской яхты был сделан сигнал «командирам судов собраться на фрегате Петропавловск» и в 9 часов Государь Император, в сопровождении Наследника Цесаревича, Великих князей и всей свиты прибыл на флагманский фрегат. На шканцах «Петропавловска» стояли во фронте командиры судов эскадры, офицеры фрегатские и флагманские. Приняв рапорты от начальника эскадры, командира и вахтенного (дежурного по фрегату офицера) начальника и пройдя по фронту офицеров, Государь поздоровался с командой фрегата и вернувшись на шканцы (пространство между средней и задней (грот и бизань) мачтой, считающееся по уставу почетным местом), Государь обратился к офицерам: «господа командиры подойдите поближе ко мне. Ближе... ближе». Когда командиры подошли к Государю Императору, он сказал им следующие слова, которые мы заимствуем из «Кронштадтского Вестника», передавшего их почти с стенографическою точностью:
«Я вас позвал, господа, сюда для того, чтобы еще раз вас видеть и искренно поблагодарить за то удовольствие, которое вы мне доставили во время моего кратковременного пребывания между вами. Сожалею очень, что не могу пробыть между вами более. Благодарю вас за те успехи, которые dы сделали до сих пор. Я хочу сказать вам, чтобы вы не думали, что уже достигли совершенства по всем частям вашей многотрудной и разнообразной службы и, в случае надобности, поддержите, честь русского Флага, как это случалось несколько раз. Еще раз благодарю вас господа. Передайте Мое спасибо офицерам и команде».
Затем, обратившись к начальнику эскадры, вице-адмиралу Бутакову, Государь сказал ему: «а тебя прежде всех благодарю и назначаю тебя своим генерал-адъютантом. Я уверен, что ты останешься тем, каким я тебя всегда знал». При этом Государь снял аксельбант с В. К. Алексея Александровича и надев его на нового генерал-адъютанта, подал ему руку. Затем, вызвав контр-адмирала Лихачева, Государь подал ему руку, сказав при этом: «и тебя очень благодарю за начала, которые ты сделал для броненосной эскадры».
Поднявшись на мостик, Государь приказал ударить тревогу, и когда все были по местам, спустился в палубу и присутствовал при артеллерийском ученьи, во время которого, кроме примерного заряжания орудий, производили сосредоточенную пальбу и залпы вытяжными трубками. По окончании ученья Государь благодарил команду, и пройдя батарею, жилую палубу и адмиральскую каюту поднялся на верх, где еще раз благодарил начальника эскадры и командира фрегата капитана 1-го ранга барона Штакельберга.
С фрегата Государь в сопровождении Великихъ Князей и свиты, отправился для осмотра корвета «Варяг», монитора «Лава», броненосной батареи «Нетронь-Меня», колесного парохода «Владимир» и флагманского фрегата учебного отряда морского училища «Громобой». За артиллерийское ученье на батарее «Нетронь-Меня» команда удостоилась Высочайшей благодарности.
Пароход «Владимир», превращенный в походную, механическую, паровую мастерскую, в которой, в виду изменений в судостроении и введенном, почти исключительном употреблении железа, чувствуется почти ежедневная надобность, был осмотрен Его Величеством во всех подробностях и в Его присутствии станки мастерской были пущены в ход и отлиты некоторые части механизмов, присланных для исправления.
На фрегате «Громобой», воспитанникам морского училища и волонтерам, находящимся в походе, были сделаны ученья: сперва артиллерийское и затем парусное, а остальным судам отряда сигналом было приказано: корвету «Гиляк» поставить паруса, а тендеру «Кадет» сняться с якоря и лавировать по рейду; лодки «Прибой» и «Марево» тоже снялись с якоря и подняв красные Флаги, пошли под парами к острову Менц-Сари для пальбы в цель из орудий. Государь Император остался доволен отчетливо исполненными маневрами воспитанников и, при отъезде Его Величества, воспитанники попросили позволения заменить гребцов на императорском катере. Государь изволил милостиво согласиться на эту просьбу и воспитанники училища в несколько секунд, уже сидели на банках и гребли веслами, предназначенными для гребцов-атлетов, которые выбираются со всего флота. Конечно, они гребли хотя и очень правильно и красиво, но гребля их была гораздо тише, и задние катера, чтобы не перегнать императорского катера, должны были по временам сушить весла. Смотревшие на кортеж с других судов не могли догадаться о причине такого странного явления, не зная о перемене гребцов. По прибытии на «Штандартъ», Государь приказал дать гребцам по чарке шампанского и накормить завтраком и конфетами, что и было немедленно исполнено, при чем в ендову, из которой раздают водку матросам (которым каждый день перед обедом дается чарка водки, и кроме того, как награда от командира или офицеров за хорошую греблю, при неофициальных катаньях или при привозе гостей на суда), было вылито несколько бутылок шампанского, а молодые гребцы, подходя поочередно, выпили по чарке.
В 12 ч., по сигналу с императорской яхты, собрались гребные суда со всей эскадры (около 80 шлюпок) и выстроились по веревке, протянутой между «Штандартом» и винтовой лодкой «Толчея». От «Штандарта» раздался выстрел из орудия и шлюпки начали приготовляться к гонке под парусами; по второму выстрелу, они поставили мачты и паруса и пошли в ход. Гонка продолжалась около двух часов и в это время был сервирован завтрак, к которому были приглашены и флагманы эскадры.
Государь Император во время завтрака предложил тост в следующих словах: «Пью за здоровье моего славного флота!» При этом бокал упавший вниз, разбился о борт, но один осколок был поднят для передачи в морской музей, как воспоминание о мирном торжестве, нашего небольшого, но обновленного и вновь созданного флота. Можно надеяться, что флот этот достаточно силен для защиты нашего Балтийского моря, и не впустит никаких незванных гостей за эту черту, которую мы считаем своей границей. Необходимо только как можно больше практики для наших моряков, так как никакая теоретическая подготовка не даст возможности командиру знать свое судно, как хорошо объезженную лошадь, знать все его качества и недостатки. Это дается только одной долговременной практикой и изучением на деле всех возможных комбинаций.
Из шлюпок, участвовавших в гонке, первые, призы были получены [Их присудила особая комиссия уже после смотра. - прим. авт.]
1-й приз.
|
Полубарказ с батареи «Кремль», рулевой лейтенант Остелецкий. |
2-й приз.
|
Десятивесельная шлюпка с монитора «Единорог», рулевой лейтенант Измайлов. |
3-й приз.
|
Катер с батареи «Кремль», рулевой лейтен. Гильдебрант. |
Во время завтрака были подняты сигналы: «Государь Император изъявил свое особенное удовольствие» и «Государь Император жалует нижним чинам по рублю»; кроме того особым, тут же написанным приказом по флоту, Государь Император объявил свою душевную признательность Е. И. В. Великому Князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу и управляющему морским министерством, генерал-адъютанту, вице-адмиралу Краббе.
В походе второго часа, на яхте был поднят императорский штандарт, и она тронулась в обратный путъ при громе и раскатах салюта со всех судов. Пройдя суда, яхта ответила пятью выстрелами и в сопровождении яхты «Стрельны» и пароходо-фрегатов: «Рюрика», «Храброго» и «Олафа» скрылась между островами.
В. Р.