Флот у Карельского перешейка Российские императоры на Карельском перешейке
Морские маневры в Транзунде в 1882 году
Морские маневры и Высочайший смотр на Транзундском рейде
Морские маневры Балтийского флота проходили во второй половине XIX века на Транзундском рейде регулярно. Ниже приведен репортаж "Кронштадтского вестника" в перепечатке "Всемирной иллюстрации" о высочайшем смотре флота и морских маневрах в августе 1882 года.
См. также репортаж "Всемирной иллюстрации" о Высочайшем смотре броненосной эскадры в 1869 году и другие материалы, связанные с пребыванием русского военно-морского флота у берегов Карельского перешейка.
Источник: Всемирная иллюстрация, 1882 год, №№714-716
Нынешние морские маневры в Транзунде составляют эпоху в летописях флота и настолько интересны, что, поместив описание их с соответствующими рисунками, мы полагаем, что удовлетворим любознательность большинства наших читателей.
Императорская паровая яхта «Держава», под командою капитана 1-го ранга М. М. Лазарева, отправляясь в Транзунд, отплыла из Кронштадта 23-го августа, в 4 часа 40 мин. утра, под брейд-вымпелом Государя Императора.
На Транзундский рейдъ Императорский кортеж прибыл ровно в 10 часов утра. В это время маневры уже начались, как сообщает «Кронш. Вестн.», откуда мы заимствуем настоящую статью. Винтовый корвет «Аскольд», под брейд-вымпелом, и «Варяг», оба отряда морского училища, только что перед этим стали на якорь против южной оконечности острова Тейкар-Сари и обстреливали берег. От корветов отвалили все гребные суда с дессантом и направились к берегу в строе двух колонн. Корветы стреляли через головы своего дессанта, очищая место высадки. Вправо, вдоль юго-западнаго берега острова Сонион-Сари, тянулась грозная линия неприятельской эскадры свиты Е. И. В. контр-адмирала Д. 3. Головачева, с поднятыми на мачтах отличительными брандвахтенными флагами.
Предполагалось, что неприятельская эскадра, под флагом свиты Е. И. В. контр-адмирала Д. 3. Головачева вошла в шхеры у Транзунда, нашла рейд пустым и завладела им, предполагая сделать его и окрестные острова базой своих дальнейших действий против Выборга. Эскадра эта состояла: из винтового фрегата «Светлана» (шесть 8-ми-дюйм., шесть 6-ти-дюйм. и 12 мелких орудий; 4 фунт. нарезн., Гатлинга, Готчкисса и пр.), броненосного фрегата «Князь Пожарский» (восемь 8-ми-дюйм., две 6-ти-дюйм., восемь 1 фунт. и скорострельные пушки Гатлинга и Энгстрема), двух-башенной броненосной лодки «Русалка» (четыре 9-ти-дюйм. и два скорострельных орудия), винтовых корветов: «Аскольд», «Варяг» и «Богатырь», вооруженных каждый восьмью 6-ти-дюйм. нар. пушками, четырьмя 9-ти-фун. пушками и мелкими орудиями для отражения минных атак, и парусных корветов «Боярин» и «Гиляк», вооруженных гладкостенными орудиями старого образца. При отряде находились парусные яхты: «Королева Виктория», «Никса», «Забава» и тендер «Кадет», миноносец «Взрыв», вооруженный минам Уайтхеда и скорострельными пушками Готчкисса для отражения минных атак и пять миноносок: «Ракета», «Самопал» и «Пескарь», вооруженные минами Уайтхеда, и «Иволга» и «Индюк», вооруженные обыкновенными минами. Из этого перечисления видно, что неприятельская эскадра имела: четыре 9-ти-дюйм. пушки, 14 пушек 8-ми-дюйм., 32 пушки 6-ти-дюйм. и 16 орудий 60-ти-фунт. старого образца. Всего 60 орудий большого калибра, 6 приборов для мин Уайтхеда и множество мелких орудий для отражения минных атак. Таковы были силы неприятельской эскадры. Для того чтобы воспользоваться ими для своих дальнейших целей, адмирал избрал сильную позицию между островами Менц и Уран-Сари, поставил корвет «Боярин» сторожевым судном у северного прохода, корвет «Гиляк» у южного и загородил эти проходы минами, имея, кроме того, в своем распоряжении мелкую эскадру парусных яхт и отряд миноносок. Желая укрепиться на рейде, адмирал решился свезти десант на остров Тейкар-Сари и возвести на нем земляные укрепления против входа на Транзундский рейд. Эту операцию поручено было сделать начальнику отряда морского училища с корветами «Аскольд» и «Варяг».
Для защиты Выборга в Выборгском заливе расположен был отряд свиты Е. И. В. контр-адмирала В. П. Шмидта, состоявший из флагманского парохода «Ильмень», канонерских лодок: «Вихрь», «Ерш» и «Град», вооруженных каждая одним 11-ти-дюйм. нарезным орудием, и «Щит» и «Хват», вооруженных каждая двумя 9-ти-фунтовыми дальнобойными и одним 6-т-дюймовым нарезным орудиями и шесть миноносок: «Жаворонок», «Филин», «Сирена», «Касатка», «Галка» и «Дельфин», из которых пять вооружены минами Уайтхеда. Кроме того, при отряде этом имелись речной пароход и баржа с партией минеров для установки минных заграждений; этой партией заведывал капитан-лейтенант И. М. Зацаренный. С приходом неприятеля предполагалось, что отряд контр-адмирала Шмидта разделился на две части и загородил минами северный и южный проходы. Сам адмирал Шмидт, командуя лодками «Щит», «Град» и «Ерш» и тремя миноносками, занял северный проход, а защиту южного прохода поручил капитану 2-го ранга Е. В. Березину, отдав в его распоряжение лодки «Хват» и «Вихрь» и три миноноски: «Жаворонок», «Филин» и «Сирена». Лодки «Град» и «Ерш», как вполне знакомые со всеми тонкостями шхерных проходов, оставлены были в резерве и должны были присоединиться к тому или другому отряду, смотря по мере надобности. По случаю постоянного движения по главному южному транзундскому фарватеру, решено было не заграждать его минами, а поставить одно сигнальное орудие на южной оконечности острова Сонион-Сари, которое должно было изображать защищаемую им минную линию. Предполагалось, что установка мин с той и с другой стороны производится под выстрелами неприятеля и что миноноски с той и с другой стороны, бросаясь в атаку, мешают постановке мин.
В то время, когда на рейд входила яхта «Держава» и началась высадка дессанта на остров Тейкар-Сари, обе части отряда контр-адмирала Шмидта атаковали одновременно сторожевые суда: корветы «Боярин» и «Гиляк». С той и с другой стороны выскочили миноноски и завязалась перестрелка по всей неприятельской линии. Но эта атака не имела решительного характера и была произведена только затем, чтобы замаскировать действительные работы по постановке подводных мин.
В начале второго часа, после завтрака, Их Императорские Величества и Их Императорские Высочества, в сопровождении управляющего морским министерством вице-адмирала И. А. Шестакова, генерал-адъютанта П. В. Козакевича и эскадр-майора свиты Е. И. В. контр-адмирала О. К. Креммера, изволили отвалить от борта на паровом катере «Дагмар» и направиться для осмотра всех работ в северном проходе. За катером «Дагмар» следовали два других паровых катера со свитой. Войдя в пролив между островами Койву и Сонион-сари, там, где положены были мины заграждения неприятеля, Их Величества изволили посетить миноносец «Взрыв», под командою капитан-лейтенанта А. А. Бирилева, и осматривать прибор для выбрасывания мин Уайтхеда. Затем осмотрен был способ вылавливания неприятельских мин, посредством трала, объясненный капитан-лейтенантом Бирилевым. После чего Их Величества проследовали далее, в лагерь отряда, защищающего шхеры, где изволили смотреть постановку сферо-конических мин заграждения партией капитан-лейтенанта Зацаренного. Для осмотра проводников пришлось выходить на берег, и так как паровой катер не мог пристать к берегу, то надо было устроить искусственную переправу на вельботе и пристать к наскоро устроенной пристани из небольших камней и шлюпочных сходней. Государь Император изволил подробно расспрашивать капитан-лейтенанта Зацаренного о всех подробностях постановки мин заграждения и затем приказано было взорвать две учебные и одну боевую мины. После взрыва мин Их Величества сделали небольшую прогулку пешком по острову и около 4-х часов пополудни изволили возвратиться на яхту «Держава».
Почти в то же время контр-адмирал Шмидт сделал из северного прохода новую, на этот раз более серьезную, атаку на неприятеля. Предстояло сделать атаку с целью определения места минного заграждения и рекогносцировки неприятельских сил. Суда отряда контр-адмирала Шмидта подходили на близкий выстрел к сторожевому корвету «Боярин», посылали ему залп и затем поворачивали и снова возвращались в глубь северного прохода. Впереди шел пароход «Ильмень», за ним следовали лодки: «Щит», «Град» и «Ерш». Атака эта была отбита сильным огнем и контр-атакой миноносца «Взрыв» и других неприятельских миноносок.
В 5 часов бой был прекращен.
После довольно продолжительных сумерек настала темная, почти осенняя ночь. Во время этой ночи произведены были следующие маневры. Контр-адмирал К. П. Пилкин, с отрядом миноносок, сделал из Биоркэ-Зунда неожиданную атаку против батареи из двух орудий, построенной дессантом на острове Тейкар. Атака это застала врасплох десант капитана 1-го ранга В. Н. Брылкина, который, полагая, что он атакован всей эскадрой, поспешно снял дессант и в 11 часов вечера возвратился на свои суда, корветы «Аскольд» и «Варяг». С корветов сделано было несколько выстрелов; миноноски возвратились обратно. Эта атака была сделана так неожиданно, что если бы она была серьезна, то дессант действительно был бы взят в плен. Но она имела рекогносцировочный характер и дала возможность снять дессант и отойти с корветами от острова Тейкар-Сари и присоединиться к эскадре контр-адмирала Головачева; так что на другой день адмиралъ Пилкин, придя на рейд, уже не нашел корветов «Аскольд» и «Варяг» у острова Тейкар-Сари и ему не удалось отрезать их и взять в плен, как предполагалось вначале.
Почти одновременно с атакой контр-адмирала Пилкина, с 9 1/2 часов вечера, неприятельская эскадра, постоянно ожидавшая нападения шхерного отряда, стала высылать усиленные объезды и осветилась боевыми электрическими фонарями, отыскивая неприятельские миноноски и паровые катера, вооруженные минами. Вид эскадры в это время был очень красив. С парохода «Ильмень» также производилось электрическое освещение, с целью определения положения судов неприятельской эскадры. В это время южному шхерному отряду удалось сделать две фальшивые тревоги, всполошившие всю неприятельскую эскадру и вызвавшие стрельбу по всей линии. Собрав миноноски около своих канонерских лодок, капитан 2-го ранга Березин подошел на вид сторожевого корвета «Гиляк», выславшего усиленные объезды, и вслед затем послал вперед одну миноноску с приказанием сжечь фальшвеер в виду объездной шлюпки. На объездной шлюпке также зажгли фальшвеер, она бросилась назад, тотчас же открыли огонь с корвета «Гиляк» и затем началась перестрелка по всей неприятельской линии. Когда эта фальшивая тревога успокоилась, приказано было сделать выстрел из орудия, поставленного на месте предполагаемого минного заграждения. Этот выстрел снова всполошил всю эскадру. После этих двух фальшивых тревог, показавших на деле, как легко всполошить всю неприятельскую эскадру, сделана была настоящая минная атака на сторожевой корвет «Гиляк». Атака эта была сделана так быстро, что «Гиляк» несомненно был бы пущен ко дну, если бы он был неприятельским судном. В северном проходе была также сделана минная атака, отбитая миноносками неприятеля и усиленным огнем из мелких скорострельных орудий. К полночи приказано было прекратить военные действия.
Во вторник, 24-го августа, с рассветом, корветы «Аскольд» и «Варяг» снялись с позиции у острова Текар и заняли свое место в неприятельской эскадре. В 8 часов 15 минут с острова Тейкар сделан был сигнальный выстрел и вслед затем в проходе стал показываться рангоут судов эскадры адмирала Пилкина. В 8 часов 27 минут эскадра входила на рейд в следующем порядке: впереди шел трех-башенный броненосный фрегат «Адмирал Лазарев», под контр-адмиральским флагом, вооруженный тремя 11-ти-дюймовыми орудиями и мелкими скорострельными пушками и 4-х фунтовыми на элевационных станках. За ним, в кильватере, следовала броненосная батарея «Нетронь-меня», вооруженная 14 нарезными пушками 8-ми-дюймового калибра и мелкими скорострельными пушками. Далее шла батарея «Первенец», вооруженная девятью 8-ми-дюймовыми, четырьмя 6-ти-дюймовыми и множеством мелких скорострельных и других орудий. На батарее поднят был брейд-вымпел начальника отряда, капитана 1-го ранга Я. И. Купреянова. За батареей шел монитор «Лава», вооруженный двумя 9-ти-дюймовыми пушками, и за ним следовали клипера «Изумруд» и «Жемчуг», вооруженные каждый тремя 6-ти-дюймовыми орудиями и минами Уайтхеда. Клипера шли со спущенными брам-стеньгами. Линию замыкал невооруженный колесный пароход «Днепр», выжидавший результатов боя у входа на рейд.
Из вышеизложенного видно, что эскадра контр-адмирала Пилкина, вместе с шхерным отрядом, была гораздо сильнее эскадры контр-адмирала Головачева. В самомъ деле, на эскадре контр-адмирала Головачева хотя и было до 60 орудий большого калибра, но из них только четыре 9-ти-дюймовых, четырнадцать 8-ми-дюймовых и 32 пушки 6-ти-дюймовых, между тем как в эскадре адмирала Пилкина и в отряде контр-адмирала Шмидта было шесть 11-ти-дюймовых, две 9-ти-дюймовых, двадцать четыре 8-ми-дюймовых и тринадцать б-ти-дюймовых орудий, всего 45 нарезных орудий большого калибра. Таковы были силы двух сразившихся эскадр. Всех орудий, с мелкими нарезными и скорострельными, было до 200.
Войдя на рейд, эскадра контр-адмирала Пилкина открыла оживленный боевой огонь, круто поворотила налево и вытянулась в линию кильватера параллельно северо-восточному берегу острова Тейкар. На эскадре контр-адмирала Головачева также открыли огонь. Картина боя была великолепна. На обеих эскадрах измерялись расстояния дальномерами и наводили орудия по всем правилам. Впереди шел низкобортный, но грозный фрегат «Адмирал Лазарев» с своими вращающимися башнями и громадными 11-ти-дюймовыми орудиями. За ним следовали батареи и монитор. Весь рейд моментально наполнился дымом; пушечные выстрелы не смолкали ни на одну секунду. Шхерный отряд также бросился в атаку, поставив неприятеля в два огня. Когда эскадры сблизились, к пушечному реву присоединилась трескотня скорострельных пушек и ружейных выстрелов. Так продолжался бой втечение десяти или пятнадцати минут. Но вот, по сигналу адмирала Пилкина, суда его эскадры поворотили все разом в линию фронта. Броненосные батареи подняли кверху свои бухшприты и вся эскадра прибавила ход, бросившись на неприятеля с целью таранить его. В этот момент неприятельская эскадра сделала последнее и отчаянное усилие. Миноносец «Взрыв» с четырьмя миноносками: «Ракета». «Самопал», «Пискарь» и «Индюк», выскочили из-за линии своих судов и со скоростью от 13 до 14 узлов бросились вперед на атакующую эскадру, избрав каждая заранее намеченное судно. Эту неожиданную атаку на эскадре адмирала Пилкина встретили учащенным огнем скорострелок, мелких орудий и винтовок. Но в это же время такие-же минные атаки произведены были на стоявший на якоре неприятельский флот. На многих судах шхерного отряда и эскадры адмирала Пилкина раздались громкие крики «ура!», и для всякого беспристрастного зрителя сделалось ясно, что неприятельский флот, при настоящих условиях, должен быть уничтожен.
Минуты за две до 9 часов на Императорской яхте «Держава» был поднят сигнал: «Прекратить бой». После этого сигнала, в дыму, сделано было еще несколько выстрелов, затем все смолкло, маневры были окончены.
Погода, довольно пасмурная с утра, к 10-ти часам окончательно испортилась. Почти под беспрестанным мелким дождем флот стал выстраиваться по диспозиции, данной для Высочайшего смотра, назначенного на другой день. В исходе двенадцатого часа Императорская яхта перешла в центр диспозиции, на буксире парохода «Полезный»; вслед затем, в час, сигналом приказано было учебно-артиллерийскому отряду начать пальбу в цель. Щиты были поставлены между островами Менц и Ламлисс-Сари. По сигналу, весь учебно-артиллерийский отряд снялся с якоря и направился к месту пальбы, следуя за флагманской батареей «Первенец»; за ней шли батарея «Нетронь-Меня», лодки: «Русалка», «Вихрь» и «Щит». Пальба продолжалась ровно час, производилась на ходу и была довольно удачна, несмотря на пасмурную погоду и мелкий дождь, затруднявшие наводку и определение расстояний. В 2 часа пальба была прекращена, и полчаса спустя сигналом потребован был на Императорскую яхту начальник минного отряда. Вслед затем, в 3 часа, несмотря на дождь, Государь Император, с Государыней Императрицей и Великими Князьями, изволил сесть на паровой катер и отправиться к месту, избранному для стрельбы минами Уайтхеда. Минами Уайтхеда стреляли на ходу в неподвижный щит фрегат «Адмирал Лазарев» и паровые клипера «Изумруд» и «Жемчуг». Таких мин было выпущено пять; из них две попали в щит, а остальные прошли весьма близко к щиту.
Затем щит был взят на буксир миноноской «Горлица» и в него, на ходу же, стреляли минами с миноносца «Взрыв» и миноносок: «Ракета» и «Самопал». В 4 часа клиперу «Изумруд» приказано было прислать гребные суда, вооруженные минами, причем взорваны были две боевые мины, чем и окончилось минное ученье. В исходе 5-го часа Их Величества изволили возвратиться на паровую яхту «Держава».
Высочайший смотр флота происходил 25-го августа. Ровно в 10 часов от борта яхты отвалил паровой катер «Дагмар», под брейд-вымпелом Государя Императора. На катере находились Их Величества и Их Императорские Высочества. Катер прямо направился на броненосный фрегат «Князь Пожарский», где Их Величества были встречены начальником отряда, свиты Е. И. В. контр-адмиралом Д. 3. Головачевым, и командиром, капитаном 2-го ранга Ф. С. фон-Шанцом. Подав рапорт Государю, капитан фон-Шанц имел счастие поднести букет цветов Государыне Императрице. Приняв рапорты, Его Величество изволил милостиво здороваться с офицерами, караулом и командой, после чего на фрегате приказано было поднять Императорский штандарт взамен брейдъ-вымпела, перенесенного с катера «Дагмар». При поднятии штандарта флот произвел Императорский салют по второй пушке с фрегата «Светлана» и послал команды по реям. После салюта, на который было отвечено сигналом, начался подробный осмотр фрегата, причем Их Величества изволили обратить особенное внимание на некоторые украшения капитанской каюты, вывезенные капитаном из Японии и Китая. По возвращении Их Величеств на верхнюю палубу, приказано было ударить тревогу с одною дробью и произведено было примерное артиллерийское ученье. Затем приказано было поставить все паруса. Маневр этот был выполнен в 2 мин. 25 сек., но не совсем удачно, так как второпях не успели ввязать грот и фор-брам-шкоты с правой стороны. Закреплены были паруса превосходно, в 2 мин. 45 сек. По пожарной тревоге, в 1 мин. 5 сек. были пущены в ход все помпы. Затем произведена была так называемая водяная трюмная тревога; по этой тревоге все непроницаемые двери были закрыты в 1 мин. 30 секунд, и в то же время весь экипаж фрегата посажен был на гребные суда. Уезжая с фрегата. Его Величество изволил благодарить капитана, офицеров и команду за службу в дальних морях и за ученье.
С фрегата Их Величества изволили переехать, уже под штандартом, на винтовый корвет «Аскольд», отряда морского училища, где были встречены начальником училища, свиты Е. И. В. контр-адмиралом Д. С. Арсеньевым, начальником отряда, капитаном 1-го ранга В. Н. Брылкиным, и командиром корвета, капитаном 1-го ранга В. А. Давыдовым. Его Величество изволил принять рапорты, а Государыня Императрица соизволила принять букет от воспитанников, поднесенный начальником отряда. Этот букет изображал собою датский национальный флаг, подобранный из цветов, перевитых белою лентою, на которой с одной стороны изображен был вензель Ея Величества, а с другой стороны — корвет «Аскольд» во время шторма, выдержанного им 22-го июля в Немецком море. На корвете Государь Император изволил смотреть примерное артиллерийское ученье, произведенное гардемаринами, а потом приказал сделать общий сигнал: «Поставить все паруса». Постановка парусов на всем флоте продолжалась не более 4-х минут.
После корвета «Аскольд» Их Величества изволили посетить последовательно: броненосный фрегат «Адмирал Лазарев», под флагом контр-адмирала К. П. Пилкина, и броненосную батарею «Первенец», под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Я. И. Купреянова. На фрегате «Адмирал Лазарев», в присутствии Их Величеств, пущена была из пушки автоматическая мина Уайтхеда, а на батарее «Первенец», после отчетливо и бегло исполненного артиллерийского ученья, произведен был, прикосновением руки Государыни Императрицы к замыкателю, автоматический залп вытяжными трубками.
В 1 час 25 минут Их Величества изволили возвратиться на яхту «Держава», на которой тотчас был поднят Императорский штандарт. Вслед затем на «Державе» был сделан сигнал: «С реев долой и рассветитьса флагами». В 3 часа пополудни произведена была гонка гребных судов под парусами. В гонке этой участвовало около 100 гребных судов.
В 8 часов на Императорской яхте сервирован был обед, к которому были приглашены все адмиралы, оставшиеся на рейде, и командиры судов.
26-го августа, в 6 часов утра, Императорская яхта «Держава», под брейд-вымпелом Его Величества, снялась с Транзундского рейда и направилась в Кронштадт.