Населенные пункты

Районы

Волости

Железные дороги Карельского перешейка в газетной хронике


1870-1917 годы

Ниже собраны небольшие статьи, заметки, сообщения из различных дореволюционных газет и журналов, связанные с функционированием железных дорог, железнодорожных вокзалов и станций, таможни, с проектами и планами развития железнодорожного сообщения на Карельском перешейке и т.п. Страница будет дополняться по мере обнаружения новых материалов.

Источник: Wiborgs Tidning, январь-февраль 1870 года

Источник: Олонецкие губернские ведомости, 11 февраля 1870 года

Финляндская железная дорога, - собственно часть ее - от Петербурга до Выборга, начала 1-го февраля свое правильное движение. Подвижной состав ее очень хорош. Система для входов в вагоны и для распределения в них мест - американская, т.е. принятая вообще на железных дорогах в России, т.е. входы устроены не с боков, а с концов вагонов; которые проходимы с конца в конец и, следовательно, могут быть с разными удобствами для едущих. Финляндские вагоны первых двух классов будут зимою отапливаемы.

Источник: Ведомости рижской городской полиции, 1 марта 1896 года, №48

Взрыв в поезде

„Петр. Вед." сообщают подробности о страшной катастрофе на станции Антреа, произшедшей от взрыва динамита в поезде, о которой уже появились в газетах телеграфные известия. Поезд, в котором произошла катастрофа, отправляется из Выборга в 7 часов 50 минут утра и идет до станции Антреа, где произошла пересадка пассажиров, едущих на Иматру; сам же поезд продолжает путь на Сердоболь и Зоэнсу. В этот пассажирский поезд в вагон III класса сел, как выяснило дознание, мастер Скутнаб, производящий некоторые работы на Иматре, преимущественно в каменоломнях. С мастером было около пяти килограммов динамита. Он ехал со своею любовницей, с которой последние дни предавался отчаянному кутежу в Выборге: обоим молодым людям жизнь надоела и они хотели провести ее последние дни бурно, чтобы затем покончить самоубийством. Так по крайней мере писал молодой Скутнаб своим родным; некоторые из них - лица пользующиеся большим почетом в Выборге. Впрочем, едва-ли Скутнаб предполагал произвести динамитный взрыв в вагоне, так как и он, и его любовница ехали на Иматру: вероятно, Скутнаб выронил патрон с динамитом, который тотчас же взорвали. Желание его покончить с собой и со своею любовницей исполнилось: оба были убиты на месте, причем самые трупы их взорвало в мельчайшиe клочки. От самого Скутнаба остались одни сапоги. Но вместе с ними пострадали и другие пассажиры, ехавшие в одном вагоне с злополучною парой: молодой петербургский инженер Белландер, ехавший в поезде со своею женой вскоре после свадьбы, тяжело ранен, также как и его жена. Дочери одного Финляндского присяжного поверенного, г-же Ернфельд оторвало обе ноги и к вечеру того же дня она в страшных мучениях скончалась. Общее число более или менее опасно раненых пассажиров достигает семнадцати человек, Вагон поезда рассыпался в щепы и осколки его отлетели на далекое расстояние от рельсов. Два соседние вагона тоже несколько пострадали. От сотрясения воздуха во время взрыва вылетели стекла из окон станции. Платформа станции была покрыта кусками мяса и обрызгана кровью. По заключению железнодорожной администрации сила взрыва была до некоторой степени ослаблена тем обстоятельством, что поезд стоял на станции; если бы катастрофа произошла в пути последствия несчастий были бы неисчислимы. Находившийся в поезде доктор Веймар оказал первую помощь пострадавшим. Со станции немедленно была послана телеграмма с требованием врачебной помощи, которая и прибыла с экстренным поездом из Выборга, в лице доктора Гадда и хирурга Сундмана. С тем же поездом из Выборга прибыли и полицейские власти, производившие расследование катастрофы.

Источник: Финляндская газета, 4 (17) мая 1902 года, №68

В скором времени начнется постройка второго пути на железнодорожном участке между станциями Сейнио и Перкиярви.

Источник: Речь, 20 апреля 1906 года

18 апреля по Финляндской ж. д. на ст. "Белоостров" отправлены две роты солдат пограничной стражи для осмотра вещей, которые будут провозиться из Финляндии в Петербург живущими в дачных местностях Финляндии. Последнее время установлен самый тщательный осмотр пассажирского багажа на границе Финляндии; причем книги совершенно легальные отбираются, владельцам же их заявляют, что они могут получить их обратно по приезде на ст. Петербург.

Источник: Речь, 28 июня (11 июля) 1906 года, №111

Жандармерией было предложено кондукторам финляндской жел. дор. содействовать ей в вылавливании подозрительных пассажиров. Кондуктора, финны, в категорической форме отвергли это предложение.

Источник: Финляндия, 1908 год, №1

— В непродолжительном времени на петербургском вокзале Финляндской железной дороги предполагается установить перонный сбор. Такой сбор уже установлен в г. Выборге.

— Закончился летний сезон, в течении которого довольно значительная часть дач по Финляндской железной дороге от Белоострова до Выборга оставалась неснятою, чему не было примера уже много лет.

Дачный кризис несомненно чувствительно отозвался на кармане финского крестьянского населения, перебирающегося обыкновенно на лето в различные сарайчики и клетушки ради сдачи в наймы своих небольших домиков.

Первой и самой существенной причиной такого кризиса несомненно является Белоостровская таможня с ее невыносимыми за последний год порядками.

Общество, испытывающее на себе процедуру таможенного осмотра в том виде, как он производится в Белоострове, буквально стонет от этих порядков. Прежде публика имела дело исключительно с таможенными чиновниками, теперь же пассажирам приходится удовлетворять еще любознательность представителей жандармской полиции, присутствующих при осмотре, благодаря чему поезда задерживаются на станции по получасу и более. Относительно уважения к личности пассажиров здесь говорить не приходится; опубликованные в газетах за последние месяцы протесты возмущенной публики служат лучшими иллюстрациями всего того, что творится в Белоостровской таможне.

Источник: Финляндия, 1908 год, №2

Управление финляндских казенных железных дорог, в виду предполагаемого распространения движения многих петербургских поездов до станции Перкиярви, представило в Сенат проект расширения названной станции.

Источник: Вестник полиции, 1908, №21

В свое время финляндское железнодорожное управление уведомило выборгского губернатора о назначении им награды в 1.000 мар. тому, кто может дать сведения, могущие повести к обнаружению преступников, ограбивших линейного кассира Тойкандера, а также награды в 200 марок тому, кто может представить такие же сведения относительно кражи оружия с выборгской железнодорожной станции. Выборгский полициймейстер ходатайствовал о выдаче означенных наград чинам выборгской сыскной полиции, благодаря которым преступники были обнаружены и преданы суду. Железнодорожное управление нашло, что полиция без всякого вознаграждения обязана принимать все меры для обнаружения и захвата преступников, что оно имело в виду частных лиц. Поэтому управление обратилось в Сенат за разъяснениями относительно выдачи наград чинам выборгской полиции и о разрешении выплатить эти деньги из имеющихся в распоряжении управления средств, в случае, если Сенат признает требование выборгской полиции подлежащим удовлетворению.

Источник: Финляндия, январь 1909 года, №1

С первого января 1909 года на финляндской железной дороге введен льготный тариф для учащихся в низших, средних и высших учебных заведениях. Льготные билеты установлены на участке С.-Петербург - Белоостров и выдаются на проезд между местом жительства и местом нахождения учебного заведения.

Источник: Финляндский вестник, 20 февраля 1910 года

Управлением финляндской ж. д. на днях сделано распоряжение о скорейшей прокладке третьего пути для пропуска поездов на участке между Петербургом и Выборгом. Необходимость в добавке путей вызвана увеличившимся за последние годы пассажирским и товарным движением.

Источник: Финляндия, 25 февраля 1910 года, № 4

У многих служащих финляндской железной дороги на ближайших станциях к Петербургу произведены обыски, причем у многих отобраны деньги, книги и пр. Большинство немедленно освобождены после короткого ареста. Подозревается ложный донос. Думают, что ищут связи с железнодорожным союзом.

Источник: Финляндский вестник, 27 февраля (12 марта) 1910 года

Письмо в редакцию.

Имею честь покорнейше просить редакцию поместить в Вашем уважаемом органе нижеследующее заявление, относящееся к управлению финляндских железных дорог.

Сравнительно немного времени остается до начала летнего движения по финляндским железным дорогам. Из года в год дачникам приходится волей-неволей мириться с таким расписанием поездов, благодаря которому передвигаешься со скоростью не более 25 — 30 километров в час. Так как назначение всякой железной дороги состоит в обслуживании интересов публики, то я считаю уместным и своевременным напомнить упомянутому правлению о крайне печальном положении пассажира, принужденного добрую часть дня проводить в душных вагонах, тогда как при малейшей попытке со стороны администрации дороги можно было бы ускорить движение поездов чуть ли ни в добрых два раза. Из случайной беседы с одним машинистом финляндской дороги, я узнал, что локомотивы, которые имеются в распоряжении железной дороги, могут вполне проходить 5О — 60 километров в час и даже более, но при условии, чтобы поезда были не длиннее, как в 12 — 15 вагонов. Кроме того, кажется, не так уже трудно составить расписание с таким расчетом, чтобы сквозные поезда могли на известных промежуточных станциях обгонять местные (для этого необходимо построить лишь обходный запасный путь), следуя таким образом далее без всяких препятствий спереди.

Я, правда, не специалист в этом деле, но полагаю, что все это очень легко можно сделать при двух условиях.

Во-первых, при наличности известной инициативы со стороны высшей администрации финляндских дорог, а во-вторых, при желании удовлетворить потребность дачной публики.

Было бы желательно, чтобы мое письмо не осталось „гласом вопиющаго в пустыне", а пробудило бы интерес к этому вопросу как со стороны самих пассажиров, так и правления финляндских железных дорог.

Дачникъ.

Источник: Финляндский вестник, 3 (16) апреля 1910 года, №8

На приобретение для казенных железных дорог двух всасывающих пыль аппаратов Сенат разрешил отпустить 24.000 марок. Аппараты будут установлены на выборгской и петербургской станциях.

Источник: Финляндский вестник, 17 июня 1910, № 14

Вниманию Управления Финляндских жел. дор.

Как известно, местность, расположенная вблизи станции "Ланская", особенно в районе Выборгского шоссе, за последние годы сильно застроилась. Новые каменные и деревянные дома состоят из зимних квартир, занимаемых круглый год семьями лиц, вынужденных ежедневно бывать в Петербурге на службе и по делам.

Наиболее скорое и удобное сообщение с городом поддерживает Финляндская железная дорога.

К сожалению, в зимнее время, когда нужда в теплом, удобном и быстром сообщении среди жителей "Ланской" увеличивается, станция закрывается.

Десятки лиц, заинтересованных в непрерывности сообщения, обращаются к нам в редакцию с просьбами указать пути для исходатайствования остановки местных поездов на станции "Ланская" в течении зимнего сезона.

Полагая, что Управление дорог, закрывая вокзал по окончании летнего сезона, руководствуется экономическими соображениями, пассажиры ходатайствуют об оставлении на зиму вместо станции хотя бы одной платформы без штата станционных служащих и без продажи билетов, по примеру платформ "Графская" и "Дибуны".

Принимая во внимание, что исполнение этой просьбы не вызовет расходов для дороги, а напротив даст ей значительное число новых годовых и разовых пассажиров, мы не можем не присоединиться к настоящему ходатайству жителей "Ланской" и надеемся, что Управление Финляндских казенных железных дорог, вообще отзывчивое к удобствам публики, не откажет и здесь в доле своего внимания.

Жители всего района "Ланской" скажут ему большое спасибо.

— В Выборге для поездов дальнего следования сейчас открыта новая платформа, соединенная непосредственно с недавно законченной большой железнодорожной насыпью. Строится новый вокзал.

— Пассажиры, возвращающиеся в город из близлежащих к СПб дачных местностей, расположенных по Финляндской дороге, жалуются, особенно в послепраздничные дни, на переполнение единственного в каждом поезде вагона I класса пассажирами второго и даже третьего классов. Единственный вагон первого класса, конечно, не в состоянии вместить всех оставшихся без мест пассажиров низших классов, а потому число стоящих весьма значительно, причем среди них приходится пребывать и пассажирам с билетами первого класса. Желательно в интересах публики, уплачивающей наибольший взнос за проезд, запретить лицам с билетами низших классов в каких бы то ни было случаях пользоваться вагонами первого класса без особой приплаты. При существующих же сейчас условиях публике нет никакого смысла в предпраздничные и послепраздничные дни брать билеты первого класса, ибо права пассажиров I и II класса на практике уравнены.

Источник: Финляндия, 25 июня 1910 года, № 10

По слухам, министерство путей сообщения предложило управлению финляндских жел. д. установить скорый ночной поезд между Петербургом и Выборгом.

Источник: Финляндский вестник, 24 июля 1910 года, №15

Медицинское управление по совещанию с главным врачем казенных железных дорог решило теперь не прицеплять больше, как прежде, холерных вагонов к поездам. Вместо этого будут всегда стоять наготове два холерных вагона в Петербурге, по одному - в Шувалове, Белоострове, Оллиле, Куоккале, Териоки и Перкиярви, два в Выборге, 5 в Гельсингфорсе и по одному - в Антреа, Сердоболе, Элисенвооре, Симоле, Коувале, Рихимяки и Кораве. Больничные сиделки будут следовать на каждом приходящем с востока в Выборг поезде на Иматру и в Сердоболь.

Источник: Финляндский вестник, 31 июля 1910, № 16

Главное управление дорожных и водных сооружений произвело летом 1907-го года исследование направления железнодорожной линии Териоки — Кексгольм — Ояярви... [читать дальше]

Источник: Финляндский вестник, октябрь 1910 года

Группа финляндских капиталистов, во главе с бар. В. А. Каульбарсом и выборгским купцом В. С. Соболевым, разработала проект железнодорожной линии между Петербургом и Биорке. В Биорке предполагается устроить зимнюю гавань с правами порто-франко. Ходатайство о разрешении постройки этой дороги препровождено русским властям и финляндскому сенату.

Источник: Новое время, 3 (16) августа 1916 года

Еще о странной железной дороге.
(Письмо в редакцию).

Странная дорога - это все та же новая Финляндская железная дорога от Териок на Койвистово (Бьерке). Четвертая станция этой странной дороги, именуемая Местерярви, поставлена в особо странные условия. При станции нет ни заказанных к приходу поезда лошадей, ни извозчиков. Оказывается, что какое-то начальство запретило им подъезжать к станции, и экипажи ждут своих седоков на дороге, за забором, вдали от станции. Забравши сами багаж, часто непосильный, пассажиры с ропотом плетутся вдоль забора к воротам выезда. Наконец у цели. Остается только открыть ворота и сесть в экипаж. Оказывается здесь новое затруднение: ворота под замком, у ворот столб, на столбе доска, на доске объявление, под объявлением подпись: "Выборгский губернатор Фалер".

Объявление гласит, что, согласно ходатайству управления Финляндских железных дорог, имеющийся проезд закрыт и что всякое движение в полосе отчуждения железной дороги воспрещается под страхом штрафа в 3000 марок или 3 месяцев тюрьмы на основании постановления финляндского генерал-губернатора.

Дело серьезное. Но приходится пользоваться приемами незаконными, и явно противоречащими объявлению губернатора и постановлению генерал-губернатора. Публика, в том числе и дамы, перелезает через высокие ворота, всячески, конечно, порицая и виновных и неповинных в этом беспорядке. Тяжелый багаж перекатывается на другую сторону забора. Детям забавно подсмеиваться над строгими отцами и матерями, которые до того стыдили детей тем, что лазать через заборы невоспитанно и некрасиво. Крайне затруднительное положение оказалось для женщин, вынужденных на глазах публики проделывать опасную и нескромную гимнастику. Тяжелое же положение больных женщин ясно и не требует никаких описаний.

Тем редким пассажирам, которые правильно отказываются лазать через заборы, разрешается идти еще дальше к железнодорожному переезду, но уже по полотну, что возбраняется вообще и карается генерал-губернаторским постановлением.

Как же возможно публике, не нарушая постановлений законных властей, пользоваться законными средствами передвижения?

Управление дороги очень довольно всеми этими недоразумениями. Оно надеется этим путем добиться решения в свою пользу вопроса об устройстве за общественный счет соседней деревни - проезда к станции в желательном для управления месте. Управление уверено в своей безнаказанности за издевательство над публикой и за провокацию высшей власти в крае.

В подобном же положении оказывается публика и на станции Япила, переименованной в Пастакеанлина, под фамилию влиятельного и юркого землевладельца. Надежду на устройство за общественный счет дороги к этой бездорожной и болотистой станции питает не только управление дороги; оно выгодно и для местного частного владения, в силах чего и ради интересов которого при постройке этой железной дороги пренебрегли всеми прочими интересами, отказавши в устройстве станции у узла шоссейных дорог на 32 километра от Териок. Притом и остановка поездов у построенной все-таки затем платформы на этом 32 километре кем-то преднамеренно не допускается.

Желательно бы знать, что задерживает и когда будет допущена остановка на этой платформе.

Все странно на этой странной дороге. С одной стороны, поспешная предупредительность управления Финляндских дорог и экспедиции путей сообщения Финляндского Сената даже в пустом, казалось бы, вопросе переименования станции Япила в станцию Пастакеанлинна, а с другой стороны - пренебрежение интересами имперскими и общественными...

М. Я.