Населенные пункты

Районы

Волости

Териоки (Зеленогорск)

Волость Терийоки

О проекте железной дороги Териоки - Кексгольм - Ояярви

Новая железная дорога

Источник: Финляндский вестник, 31 июля 1910 года, №16

Главное управление дорожных и водных сооружений произвело летом 1907-го года исследование направления железнодорожной линии Териоки — Кексгольм — Ояярви.

По разработанному главным управлением плану, — как сообщает газета „Hufvudstadsbladet", — единственным подходящим исходным пунктом означенной дороги признается станция Териоки. Исходя от северного конца станции, направление проектируемой железной дороги должно идти параллельно старой военной дороге в деревню Пухтула1, оттуда — через реку Линтула и вблизи деревни Кола2 — на большую дорогу из Райволы, до западной стороны деревни Кивинебб3. Продолжение линии от Кивинебба до Кивиниемского водопада на Вуоксе может идти двумя направлениями, одно через погостное село Валкиярви4 на западной стороне озера Валкиярви, другое — с восточной его стороны. Первое из этих направлений было бы, по мнению главного управления, гораздо выгоднее для движения, так как направление проходит по густозаселенным местностям, но зато расходы на постройку вследствие особенно тяжелых почвенных условий обойдутся гораздо дороже. Более восточное направление между Алиярви и Вуотасом5, как более удобопроходимое, должно быть поэтому признано предпочтительным. Около деревни Рампала6 линия перережет новую проезжую дорогу из Валкиярви — настолько, насколько только возможно, ближе к погостному селу Валкиярви и пройдет дальше через хребет,разъединяющий вуокенския воды и соединяющиеся с Финским заливом водные бассейны, до Кивиниемского водопада, который линия перережет в нижнем его течении. Обойдя большие высоты на северной стороне Кивиниеми7, линия пройдет на значительном протяжении по берегу озера Суванто, перерезав около деревни Хайтерма8 проезжую дорогу из Саккола9. Выраженное сакколаскою общиною желание, чтобы дорога проведена была вплоть до Сакколаскаго погостного села, не могло быть удовлетворено, так как это значительно увеличило бы протяжение главной линии. От деревни Хайтерма линия пройдет, преимущественно в северном направлении, по обработанным и густозаселенным местностям между большими водными системами Киимаярвиской и Пюхяярвиской10, а потом по почти незаселенному поясу в северной части Пюхяярви до самого города Кексгольма. Дальнейшее от Кексгольма направление линии должно, по мнению главного управления, зависеть от того пункта Карельской дороги, к которому примкнет к ней проектируемая линия. Из двух наиболее подходящих соединительных пунктов обеих линий, станций Хийтола и Ояярви, первую из них пришлось бы перестроить и переместить на другое место, так как расширение ее на столь тесном пространстве обошлось бы слишком дорого вследствие грунтовых условий. Станция Ояярви находится в более благоприятных в этом отношении условиях и удобнее, как соединительный пункт, а также и в некоторых других отношениях. В виду этих условий направление линии проведено от Кексгольма в западном и северо-западном направлении по берегу Вуоксы через реки Линнавгорта и Мерисальми, через Капеасальми, минуя погостное село Каукола, до станции Ояярви. Почва здесь очень ровная и не представляет никаких затруднений для постройки железной дороги. Железная дорога пройдет почти на всем своем протяжении по богато населенным местностям с хорошо обработанными полями или в непосредственной близи к ним.

В виду желаний, выраженных населением местностей, по которым пройдет проектируемая дорога, главное управление предложило следующие станции и полустанки: полустанок Пухтула, станции Икола, Кивинебб и Алаярви, полуст. Вуотас, станции Валкиярви, Таммилампи, Кивиниеми и Саккола, полуст. Киимаярви, станции Пюхякюля, Напинлахти11 и Кексгольм, полуст. Капеасальми и станция Каукола12. Протяжений проектированной дороги 143,42 километра и расходы на постройку ее исчислены в 15.800.000 марок.

(Пер. Ф. Г.)

Примерная карта этого нереализованного проекта

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Примечания

  1. Ныне Решетниково
  2. Несохранившаяся деревня на дороге Райвола - Кивеннапа
  3. Ныне Первомайское
  4. Ныне Мичуринское
  5. Ныне Кировское
  6. Несохранившаяся деревня южнее оз. Мичуринское
  7. Ныне Лосево
  8. Ныне Суходолье
  9. Ныне Громово
  10. Озера Комсомольское и Отрадное
  11. Ныне Синево
  12. Ныне Севастьяново