г. Выборг История Выборга в документах, воспоминаниях и старой прессе Парк Монрепо
А. Милюков. Сад Монрепо под Выборгом
Александр Петрович Милюков (1817-1897) - писатель, литературовед, автор многих опубликованных путевых заметок. На этой странице приведен его очерк о парке Монрепо, опубликованный в журнале "Нива" в 1880 году. На нашем сайте представлено также фрагмент из другого очерка А. П. Милюкова с более ранним (и более подробным) описанием Выборга в целом.
А. Милюков. Сад Монрепо под Выборгом
Источник: Нива, 1880 год, № 3.
Есть сады, особенно замечательные тем, что живо напоминают нам какую-нибудь историческую эпоху. Так Царскосельский парк невольно переносит нас в славный век Екатерины Великой; гуляя в подмосковном Останкине, представляешь себе роскошный быт вельможи прошлого столетия. Но не меньше любопытны и те сады, которые служат выражением какой-нибудь страны и на небольшом пространстве знакомят с характерными чертами ее природы. Кто бывал, например, в Фалке, знаменитом поместье за Тевелем, тот может составить ясное понятие об Остзейском крае, а кто хочет познакомиться с Финляндией, тому следует посмотреть выборгский Монрепо.
Петербургскому жителю довольно одного дня, чтобы съездить в Выборг и погулять в этом замечательном саду. Вы садитесь в 9 часов утра в вагон Финляндской железной дороги и в 1 часу дня подъезжаете к Выборгу. После завтрака в самом воксале, вы берете извощика и едете в Монрепо, минуя громадную руину древнего шведского замка и живописные скалы с так называемым Променадом. От старых крепостных валов, через небольшое поле и сосновый лес, усеянный валунами, вы приезжаете к воротам сада. На прогулку можно употребить часа три, а затем вы едете в Бельведер, прекрасную гостиницу на городской Эспланаде, и с вечерним поездом в 11 часов возвращаетесь в Петербург. И эта небольшая и недорогая поездка знакомит вас с краем, чрезвычайно интересным по его оригинальности.
Монрепо смело можно назвать миниатюрным изображением Финляндии, со всеми ее своеобразными красотами. Он дик и живописен, как природа этой характерной страны, оригинален как ее народная поэзия.
Представьте себе обширный залив, с подымающимися из вод его островами и массивными камнями, а на берегу его целый лабиринт гранитных скал, то поднятых подобно колоссальной стене, то разбросанных в виде отдельных утесов, либо обнаженных как череп, либо покрытых мохом и густо поросших деревьями. По этим-то массам серых и красных гранитов и залегающих между ними овраговъ и луговин раскинут Монрепо. Финская природа на каждом шагу открывает перед вами свои красоты, поразительные живописным контрастом. Суровые и мрачные ландшафты сменяются картинами грациозными, и трудно сказать, которые живописнее. Вот лес, где стволы сосен покрыты лишаями, и в густой заросли виднеются лысины диких гранитныхъ камней, а за ними открывается луговина, блестящая веселой зеленью и цветами; дальше тянется громадная стена скал, одетых мохом и исчерченных промоинами, а затем обросший деревьями утес склонился над усеянным валунами морем.
Искусство не украсило, а только оживило этот живописный хаос. Перекинутые через овраги мостики, взбегающие на скалы дорожки, разбросанные в разных местах беседки не нарушают общей гармонии сада. Вы полюбуетесь и оригинальным колодцем с скульптурными украшениями, и мраморным обелиском на вершине гранитной скалы, и изящной колонной, поставленной в память императора Александра I.
Но всего замечательнее в саду — замок на прибрежном гранитном острове и скалистая местность со статуей языческого Вейнемейнена.
Вид на замок очень живописен. Саженях в двадцати от берега поднимается на заливе высокий гранитный остров. Крутые бока его местами поросли деревьями, местами выказывают обнаженный каменный череп, а на вершине стоит небольшой четырехсторонний замок с зубчатыми башнями по углам. К нему ведут дорожки, пробитые зигзагом по откосам скалы. В разных местах виднеются памятники, с которыми связаны какие-нибудь семейные воспоминания владельцев Монрепо. На остров посетители допускаются только с особого разрешения.
Но еще любопытнее то место в конце сада, где на берегу моря, в мрачном ущелье стеснившихся скал, поставлена статуя финского мифического бога поэзии Вейнемейнена. Вы идете по дорожке, проложенной между нагроможденными в диком беспорядке гранитами, и перед вами вдруг открывается узенький проход под утесом, который когда-то упал с соседней горы и повис, опираясь краями на две другия скаты. Кажется, он сейчас рухнет и задавит вас, но не бойтесь — он лежит так с незапамятных времен и пролежит еще много веков. Пройдя под этим утесом, вы выходите на небольшую площадку, примыкающую к заливу и замкнутую с другой стороны выгнутою в виде подковы высокой стеною гранитных скал, а посреди этой площадки белеет статуя Вейнемейнена. Какое дикое и живописное место! Перед вами с одной стороны поднимаются мрачные утесы, татуированные серым, красным и зеленымъ мохом; в ребрах их лепятся папоротники и кусты дикой малины; наверху сосны и ели, цепляясь корнями в трещинах, густо сплетаются ветвями; а с другой стороны внизу расстилается море, усеянное валунами, у которых качается белая пена, при шуме несмолкающего прибоя.
А. Милюков.