Населенные пункты

Районы

Волости

г. Выборг История Выборга в документах и воспоминаниях Соборы и церкви Выборга

Постановление Синода о выборгском соборе, 1722 год

Об отделке о освящении строемой в г. Выборге лютеранской церкви православною церковью во имя Рождества Христова.

Источник: Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2. - СПб.: 1872.

722. - 17 Июля [1722 г.]. Об отделке о освящении строемой в г. Выборге лютеранской церкви православною церковью во имя Рождества Христова.

Выборгская Канцелярия в доношениях Святейшему Правительствующему Синоду изъяснила:

В первом, от 22 мая 1722 года: В прошлом 1720 году Июля 24 дня, Императорское Величество, будучи в Выборге, указал по имянному своему Императорского Величества указу: в Выборге большую кирку отделать и освятить церковью, а что к тому потребно, о том куда надлежит писать; и в нынешнем 722 году Апреля 22 дня, по Его же Императорского Величества указу, велено во оной кирке внутри, в котором месте быть царским дверям, и святым иконам и иконостасу, вышину и ширину вымерить и учинить чертеж обретающим в Выборге кондуктером Исакову и Винюкову; а какие образы в ту церковь надобны, а том велено Выборгского Петропавловского собору протопопу Григорью Макарьеву подать в Выборгскую Канцелярию ведение. И помянутые кондуктеры вышеозначенной кирке чертеж в Выборгскую Канцелярию подали, в котором написано: в средине, где быть царским дверям, промежду столбов вышина три сажени шесть фут, ширина три сажени и полтора фута; столбам вышина до сводов по одной сажени и по полшеста фута, ширина по полчетверта фута; от столбов до стен ширины по одной сажени по полчетверта фута, вышины по две сажени по шти футов. А в ведении протопопа Григорья Макарьева написано: как де во имя оная церковь к освящению назначена будет и какие образы в тое церковь надобны, того без указу Святейшего Правительствующего Духовного Синода предложить ему невозможно, и дабы о том требовать указу из Святейшего Духовного Синода. И помянутую кирку отделав, как ко освящению церковь во имя именовать, и какие образы в ту церковь и на чем писать, о том Святейший Правительствующий Духовный Синод что повелит?

Собор
до 1710 года

Во втором, от 13 Июня 1722 года, и в третьем, от 6 Июля того же года, Канцелярия за неполучением разрешения Святейшего Синода, повторила содержание своего первого доношения.

[...]1 А сего 722 году Мая 15 дня, в указе Его Императорского Величества из Москвы из Святейшего Синода в Санкт-Питербурх в Святейший Правительствующий Синода писано и запрещено, дабы сверх древнего определения и содержания, вновь, без собственных из Синода указов, как церквей свыше потребы строить, так и церковных служителей поставлять и определять в епархиях отнюдь никто не дерзали, под жестоким штрафом. А в вышеописанных из Выборгской Канцелярии доношениях написано: Императорское Величество, будучи в Выборге, указал по имянному своему Императорского Величества указу: в Выборге большую кирку отделать и освятить церковью, а что к тому потребно, о том куда надлежит писать; и того ради чрез оные доношения от Святейшего Правительствующего Синода требуют ныне определения такого: помянутую кирку, отделав, как ко освящению церковь во имя именовать и какие образы в ту церковь и на чем писать?

Святейшего Правительствующего Синода обретающиеся в Санкт-Питербурхе члены, слушав вышенаписанных, присланных из Выборгской Канцелярии доношениев, согласно приговорили: объявленную вышепомянутыми доношениями в Выборге большую кирку, которую по имянному Его Императорского Величества указу велено отделать и освятить церковию, того ради именовать тое церковь во имя Рождества Иисус Христова; а верх на той церкви был бы состроен против прочих церквей по чину, и в церкви в алтарной стене состроить в средине царские двери, по правую сторону тех дверей южные, а по левую северные двери ж, а подле царских дверей по правую сторону между южных в начале поставить образ настоящий того святого храма Рождества Иисус Христова, а по левую сторону царских дверей между северных в начале поставить образ пресвятыя Богородицы и иные святые образы по чину, да в алтаре на горнем месте образ пресвятыя Богородицы; над царскими дверьми, в первый пояс: образ Всемилостивого Спаса, по правую сторону образ пресвятыя Богородицы, а по левую сторону образ Иоанна Предтечи и другие апостольские святые образы; в другой пояс: образ Господа Саваофа в короновании и другие праотеческие святые образы по чину; а в верху над поясами поставить распятие Господа нашего Иисуса Христа; а писать вышепомянутые святые образы на полотне (или на досках) добрым художеством. А как оная церковь совсем состроена и приуготовлена будет, о освящении тоя церкви, и о антиминсе и кому освятить, о том от Святейшего Правительствующего Синода требовать чрез доношение определения, и для приема антиминса велеть прислать из священных персон. И о том в Выборгскую Канцелярию сослать Его Императорского Величества указ и сей приговор записать в книгу.

Примечания

  1. В опущенном фрагменте речь идет об Ильинской церкви на Пороховых в Петербурге.