Документы и материалы

Тематический указатель

Выборгская наступательная операция

Газета "Красная звезда" о Выборгской операции 1944 года

Предыдущий день | Следующий день | Календарь: июня 1944 года

В этом разделе собраны репортажи, публиковавшиеся в газете "Красная звезда" в июне 1944 года и посвященные советскому наступлению на Карельском перешейке в ходе Выборгской операции. Материалы сгруппированы по дням их публикации. Приводятся также фотографии, печатавшиеся в газете. См. также подборку сводок Советского Информбюро, а также материалы газеты "Известия" и газеты "На страже Родины" (Ленинградский фронт) за этот период.

Красная звезда, 22 июня 1944 года

Источник: Красная звезда, 22 июня 1944 года, № 147 (5827)

Сквозь море огня
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Вечернее низкое солнце кажется тусклым, едва заметным кружком от густого дыма, что тучами зыблется над городом, закрывая половину небосклона. Это горят подожженные финнами здания в центральной части Выборга. Городские кварталы, прилегающие к Приморскому шоссе, пустынны и безлюдны. Пройдя несколько улиц, мы встречаем танки с десантами автоматчиков на борту. Они мчатся на северо-западную окраину города, где еще слышатся частые очереди автоматов и глухие разрывы мин.

Небольшой желтый домик. Возле него стоят две пушки, наведенные на перекрестки улиц. Здесь разместился командный пункт N стрелкового полка, люди которого несколько часов назад вместе с танками ворвались в Выборг и теперь заканчивают очистку города от последних финских солдат. У командира полка, высокого пожилого офицера, глаза красны от длительной бессонницы. Разговаривает он только шепотом, потеряв голос в эти бурные, полные стремительных событий дни наступления.

Свое движение на Выборг полк начал с прорыва одного из самых мощных районов линии Маннергейма — знаменитых суммских укреплений. Финны ожидали здесь длительной артиллерийской подготовки. Но, вопреки их расчетам, после десятиминутного интенсивного обстрела наша пехота проникла в сложный лабиринт долговременных сооружений противника. Ошеломляющая внезапность и стремительность этого удара так сильно повлияли на финские гарнизоны, что значительная часть солдат разбежалась по лесам и болотам. Уже здесь, под самым Выборгом, полк выловил несколько десятков беглецов из Суммы.

Набирая темп наступления, полк быстро приближался к Выборгскому обводу. Финны встретили его огнем многочисленных орудий прямой наводки, танками, минометами. Неприятель сидел за каменной грядой надолб, пятью рядами проволоки и минными полями. Но полк задержался на этом рубеже всего лишь на несколько часов. Штурмовой батальон майора Синявского шел напролом вслед за танками. Никакая сила огня не в состоянии была остановить эту мужественную пехоту, умеющую действовать вместе с боевыми машинами. В то же время батальоны майора Корнева и капитана Масько обходили опорный пункт неприятеля по густым лесам. Бойцы несли на руках орудия, минометы, станковые пулеметы и боеприпасы к ним. Неприступные заболоченные леса оказались проходимыми для советских воинов. И финнам снова пришлось бежать под ударами, нанесенными с разных сторон, вырываясь из страшного мешка, который вот-вот должны были завязать наши подразделения, обходившие опорный пункт.

В середине дня 19 июня полк еще находился перед суммскими укреплениями — линией Маннергейма. К 3 часам утра следующего дня он уже стоял под стенами Выборга, выбирая место для нанесения удара по этому новому рубежу финской обороны. Люди полка только что прошли с тяжелыми боями 36 километров, взяли четыре опорных пункта, но возникший перед их глазами город с его чудесным портом, великолепной бухтой, старинной крепостью, — город, который надо было как можно скорее вернуть матери-родине, — звал к себе каждого с неудержимой силой. Бойцы и офицеры полка готовы были немедленно ринуться на штурм.

И вот начался штурм. Едва атакующие появились перед, надолбами и проволокой, которыми были опоясаны все подступы к Выборгу, финская артиллерия и миномёты открыли огонь исключительной плотности. Казалось, бушующий вал металла и огня надолго преградит путь пехоте. Как всегда, первыми бросились в атаку бойцы майора Синявского. Их порыв увлек остальных. Догоняя пехоту, рванулись к Выборгу тяжелые советские танки.

Может быть, ни за один из прежних рубежей не держались финны так цепко и так упорно, как за предместья Выборга. Дзоты открывали сильнейший фланговый огонь. Из подвалов, с чердаков, из окон домов стреляли финские автоматчики. Спешно подтянутые резервы артиллерии и присланная немцами на помощь бомбардировочная авиация стремились во что бы то ни стало задержать наши части. Полк прошел сквозь всё это море огня и словно стальным гребнем прочесал важнейшую часть города во всю длину его улиц.

Когда мы находились на командном пункте, вошел ад'ютант и доложил командиру полка:
— Товарищ подполковник, батальоны переправляются через пролив.

В наступившей ночи, которую трудно было отличить от обычных вечерних сумерек, со стороны залива Суоменведенпохья отчетливо доносилась жаркая перестрелка. Не задерживаясь в городе, неутомимые пехотинцы устремились дальше и преодолели узкий пролив.

Необычен был вид города в эти ночные часы. Кровавые отблески пожаров ложились на белые стены домов. Везде хрустело под ногами битое стекло. Улицы города были завалены гардеробами, шкафами, столами, стульями и всевозможным домашним хламом, упакованным и увязанным в узлы. Это были следы торопливой эвакуации населения, видимо, крайне бестолково проведенной Финскими властями перед самой потерей Выборга.

Был первый час ночи. Недалеко от Выборгской крепости, темневшей массивными глыбами гранита, мы встретили группу танкистов. Офицеры стояли у тяжелого танка и слушали голос Москвы. Передавался приказ товарища Сталина о выборгской победе Красной Армии. Когда диктор прочел среди фамилий командиров отличившихся частей и соединений имя полковника Проценко, офицеров охватило радостное волнение.

...Светлеют высокие облака, бледнее становится пламя, лижущее остовы домов. Улицы Выборга полнятся тяжелым металлическим грохотом, в котором глохнут даже близкие артиллерийские выстрелы. Танки полковника Проценко вытягиваются в колонну. Гвардии капитан Карась, гвардии старший лейтенант Токмань и другие командиры рот ставят своим людям новые задачи. С первыми лучами солнца танки покидают освобожденный город и скрываются в северо-западном направлении, где за Выборгом уже разгорается новый бой.

Майор Н. ШВАНКОВ.
ВЫБОРГ, 21 июня. (По телефону).

Бои за Выборгом

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 21 июня. (По телефону от наш. корр.). Взяв штурмом город и крепость Выборг, войска Ленинградского фронта продолжали развивать наступление на Карельском перешейке. Благодарственный приказ Верховного Главнокомандующего застал многие части в бою. Они преследовали противника, отступавшего на юго-запад, север и северо-восток. К утру был полностью очищен полуостров за Выборгом. За сутки на всех участках Карельского перешейка нашими войсками занято более 50 населенных пунктов.

Сегодня с утра происходили ожесточенные бои северо-восточнее Выборга в районе железнодорожной станции Таммисуо. Здесь финны сколотили из различных частей довольно сильные отряды, бросив их навстречу нашим наступающим частям. Скопление войск противника было замечено. Вызванная по радио наша авиация произвела массированный налет на эту группировку финнов. Разгром противника завершили наши танки и пехота.

Здесь снова отличились танкисты N части. Всего лишь несколько часов назад боевые машины N части первыми вошли в Выборг. Рота тяжелых танков гвардии капитана Карася натолкнулась у гранитных надолб на минное поле противника. Капитан отдал по радио приказ своим экипажам — развернуться и вести огонь по финским сооружениям, а сам вызвал сапер. Они работали под сильным огнем неприятеля и проложили путь танкам. За минным полем боевые машины попали под огонь дзотов, расположенных у самых домов и в нижних этажах зданий.

— Слева пушки, огонь! — скомандовал капитан старшине Базулину.

Командир орудия мгновенно развернул башню. Только два снаряда понадобилось, чтобы разнести вдребезги финскую пушку.

Мчались вперед боевые машины гвардии старшего лейтенанта Токманя, гвардии младшего лейтенанта Миневича, гвардии старшего лейтенанта Борисова. Из-под одного танка взметнулось пламя, черный клуб дыма. Слетели гусеницы. Танк наскочил на мину. Другие машины об'езжали поврежденный танк и прорвались к центру города. Страх перед грохочущей лавиной советских танков заставил финнов покинуть свои укрытия. Неприятельские солдаты метались по улицам, переулкам, дворам, и танки косили их огнем, давили гусеницами. Машина гвардии капитана Карася первой достигла порта. Капитан увидел нетронутые пакгаузы, мощные металлические краны и несколько лодок вдали, на которых финские солдаты торопились переправиться на острова. Первый снаряд лег впереди удирающих финнов. Второй и третий угодили в переполненные лодки, и они пошли ко дну. К этому времени весь город был очищен от противника нашими танкистами и пехотинцами.

И на этот раз танкисты действовали смело и решительно. Они врывались в боевые порядки финнов, уничтожая их огнем и гусеницами. Сломив сопротивление неприятеля, наши части заняли поселок и станцию Таммисуо.

Не менее упорные бои происходили в районе другого крупного населенного пункта и узла дорог. Удобная для обороны местность — озера, реки, командные высоты — была усилена здесь искусственными заграждениями. На шоссейных дорогах финны установили надолбы и другие противотанковые препятствия. Наступающие, встретив в этом районе сильное огневое сопротивление, прежде чем атаковать, обошли его с двух сторон. Обходный маневр сыграл решающую роль в падении крупного узла сопротивления финнов.

Еще на подступах к Выборгу отмечалось появление немецкой авиации. Она всячески пытается противодействовать нашему наступлению бомбардировочными налетами на боевые порядки войск. Но все попытки немецких летчиков кончаются безрезультатно. Наши истребители рассеивают группы «Юнкерсов» еще на подходе к цели. Когда одиночным вражеским самолетам удается прорваться, их встречают интенсивным огнем зенитчики, идущие за боевыми порядками наступающей пехоты.

Майор И. ГАГЛОВ.

Предыдущий день | Следующий день | Календарь: июня 1944 года