Документы и материалы

Тематический указатель

Териоки (Зеленогорск)

Волость Терийоки

Церковь и школа в Териоках в 1887 году

Источник: Церковный вестник, 5 сентября 1887 года, №36

"Дурдинская"
церковь

Церковь и школа в Териоках (письмо в редакцию). – Находящаяся в пятидесяти верстах от столицы станция финляндской жел. дороги Териоки (выборгской губернии) в последнее время все более стягивает к себе дачников, которые целыми тысячами в течение лета усеевают живописный берег Финского залива. В настоящем году здесь летним воздухом и отдыхом пользовалось не менее 3.000 человек. Так как из этого числа не менее 3/4 женщины и дети, которые отправляются на дачу на целое лето и живут там безвыездно, то истинным благодеянием для них служит то обстоятельство, что в деревне Териоки, исключительно населенной лютеранами-финляндцами, несколько лет тому назад построена с.-петербургским купцом Дурдиным церковь, в которой в течение всего лета совершается воскресное и праздничное богослужение. Для этой цели строителем церкви ежегодно приглашается законоучитель третьей мужской гимназии свящ. К. И. Ветвеницкий, который и служит в ней уже в течение нескольких лет. Из дачников обыкновенно составляется недурной хор, который и поет каждую праздничную службу. Краткие, но оживленные и прочувствованные поучения, с которыми почти в каждый воскресный и праздничный день о. Ветвеницкий обращается к молящимся, еще более привлекают богомольцев в церковь, которая и сделалась духовным центром всего этого случайного, но весьма не малочисленного населения. Усердием же о. Ветвеницкого в Териоках с нынешнего года официально открывается церковно-приходская школа1, предназначающаяся для обучения детей русской прислуги, остающейся при дачах и на зиму. Дачники отнеслись к этому доброму делу с похвальным сочувствием и на церковный призыв случайного пастыря случайная паства откликнулась щедрым приношением, выразившимся в том, что в одно из воскресных богослужений собрано было около 250 рублей, которыми вместе с дополнительными 50 рублями обеспечивается ход учебного дела в школе в течение всего наступившего года. В школе, по установившемуся в Финляндии обычаю, будет производиться и обучение ремеслам, и она уже успела возбудить интерес и сочувствие самих финляндцев, так что некоторые из них согласились посылать своих детей в русскую школу. Материальная сторона школы обеспечена поручительством купца Дурдина, выразившего согласие восполнить могущий произойти дефицит в школьном бюджете.

В воскресенье 30 августа о. Ветвеницкий совершил последнее богослужение в Териоках и обратился к своей летней пастве с прощальным словом, в котором высказал надежду вновь видеться с нею в следующий летний сезон. Непритворные слезы многих богомольцев неопровержимо показывали, что между пастырем и паствою за летние месяцы успела образоваться крепкая духовная связь, бывшая источником взаимного духовного удовлетворения. К сожалению, полному развитию этой связи препятствовало одно внешнее обстоятельство. Териоки по приходскому распределению принадлежат к соседнему селу Райволо, где имеется большая русская церковь. В прежнее время, когда в Териоках было всего лишь два православных русских семейства, они совершенно были заброшены и успели даже потерять русский язык; а теперь, когда неожиданно образовался громадный летний приход, то райволовский причт естественно усмотрел в нем для себя источник важного материального дохода, и стал относиться к нему с такою ревнивостью, что всякая приходская деятельность о. Ветвеницкого сделалась невозможною. На многочисленные просьбы дачников о совершении тех или других церковных треб он вынужден был отвечать безусловным отказом, что производило не раз крайнее смущение и печаль в просителях, не понимающих внутренней причины такой холодности вообще любимого, отзывчивого и радушного пастыря. Отказ обыкновенно сопровождается указанием на райволовский причт, но так как последний находится в двенадцати верстах, да и вообще не имеет живой связи с дачным населением Териок, – то многие религиозные потребности остаются без удовлетворения. Вследствие этого, напр., почти все дачники живут не в освященных дачах, между тем как весьма многие из них неоднократно заявляли желание воспользоваться церковным благословением для своего летнего жилища и подавили это желание единственно вследствие отказа удовлетворить его со стороны их летнего пастыря. В интересах чисто духовных было бы крайне желательно, чтобы на будущий раз какъ-нибудь устранить это обстоятельство, что было бы с истинною радостию встречено многочисленным летним населением Териок.

Один из дачников.

Примечания