Документы и материалы

Тематический указатель

Териоки (Зеленогорск)

Волость Терийоки

Архиепископ Антоний в Териоках в 1898 году

Архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний посещал Териоки несколько раз. Ниже представлена корреспонденция из "Церковного вестника", описывающая пастырский визит 1898 года с целью освящения перестроенной териокской церкви. См. также заметки о посещении архиепископом териокского прихода в 1894-м и в 1895 году.

Источник: Церковный вестник, 21 мая 1898 года, №21

"Дурдинская"
церковь

Из Териок, в Финляндии (Торжество освящения православной церкви. – Служение высокопреосв. Антония, архиепископа финляндского и выборгского). Воскресенье 17 мая надолго остается памятным для православнорусского населения нашей дачной местности. В этот день состоялось здесь торжество освящения русской церкви, составляющей источник религиозного утешения и назидания для быстро разростающегося русского населения на этом прекрасном финском побережье, куда ежегодно стекаются из Петербурга десятки тысяч дачников. Русская церковь в Териоках возникла собственно в 1879 году и выстроена была на средства известного дачевладельца, ныне покойного А. И. Дурдина. Ее небольшой объем сначала вполне удовлетворял потребностям немногочисленного дачного населения, но затем по мере разростания населения стала чувствоваться потребность и в расширении храма, и удовлетворение этой потребности приняли на себя вдова покойного храмоздателя М. И. Дурдина и его сын И. А. Дурдин. В качестве церковного старосты Иван Андреевич постоянно заботился о любимом детище своего покойного отца, несколько раз перестраивал и расширял этот храм и в настоящем году вновь подверг его капитальной перестройке, сделав из летней дачной церкви вполне теплый зимний храм, способный вмещать в себе более тысячи молящихся. Так как в Териоках образовалось уже значительное оседлое русское население, остающееся здесь и на зиму, то сооружение зимнего храма было несомненно крупным событием в церковно-религиозной жизни этой окраины Финляндии, свидетельствующим об упрочении там русского влияния, и торжество освящения этого храма получило важное общественное значение, которое еще более возвышено было тем, что торжество совершено было самим владыкой, высокопреосвященным архиепископом Антонием, под вдохновляющим благословением которого столь успешно завершилось это важное дело и по соизволению которого церковь эта получила характер самостоятельного прихода – с постоянным причтом, обеспеченным хорошим содержанием (900 р. жалованья священнику). Сооружение этого храма обошлось храмоздателям до 50000 рублей.

Высокопреосвященный Антоний прибыл в Териоки накануне самого торжества и встреченный на дебаркадере железной дороги церковным старостой с давним священнослужителем здешней церкви, протоиереем К. И. Ветвеницким и другими представителями духовенства и общества, владыка проследовал в храм, который подробно осмотрел, выражая удовольствие по поводу прекрасного вида новоперестроенного храма. В тот же вечер было совершено его выскопреосвященством всенощное бдение, а на другой день самое освящение храма, за которым последовала божественная литургия. Не смотря на весьма неблагоприятную погоду холодную и дождливую, — торжественное архиерейское богослужение привлекло множество молящихся, среди которых не было недостатка и в финляндцах-лютеранах, привлеченных желанием посмотреть на русское богослужение в его праздничной архиерейской торжественности. В виду того, что в минувшую пасху здесь случилось прискорбное происшествие, именно несколько нетрезвых финляндских рабочих дерзнули бросать камнями в церковь (за что виновные подвергнуты судебному преследованию), из Выборга назначен был для охранения порядка особый наряд жандармов, в котором однако не оказалось надобности, так как все прошло в полнейшем порядке и сами благомыслящие финляндцы более чем кто-нибудь скорбели о печальном пасхальном событии. Богослужение совершено было высокопреосвященным архипастырем соборне с сонмом с.-петербургского и местного духовенства, именно протоиереев Ветвеницкого, Г. И. Розанова (благочинного райволовского округа), А. В. Рождественского, при этом именно богослужении возведенного в сан протоиерея, и священников А. Ф. Федотова и Л. А. Лесницкого. Придворный протодиакон Громов с диаконами Голубевым и Журавлевым еще более возвышал торжественность этого богослужения, а превосходный хор под опытным управлением г. Рудо, услаждал слух молящихся дивными мелодиями, показывавшими и финляндцам, насколько русское церковное пение способно возвышеннее настраивать религиозную душу, чем немая мелодия бездушного органа, хотя бы и поддерживаемого тягучим, утомительно монотонным пением массы. В качестве одной из особенностей этого знаменательного торжества нельзя не отметить той симпатичной черты, что на него непреминуло откликнуться московское свято-троицкое братство хоругвеносцев: на это православнорусское торжество в Финляндии оно выслало четырех хоругвеносцев, которые в своих нарядных кафтанах с великолепными хоругвями во время крестного хода придали много торжественности всему празднеству, знаменуя своим присутствием, как Москва, это сердце России, способна чутко отзываться на всякое истинно-русское православное событие, — где бы оно ни совершалось, в центре ли Русской земли, или на далекой окраине. — Вместо причастного прот. К. И. Ветвеницкий, 17 лет служивший при этой церкви, произнес слово, по обычаю исполненное глубокой сердечности и назидательности, и по окончании богослужения от лица прихожан с чувством прочитаны были С. Н. Захаровым благодарственные адресы с приподнесением икон высокопреосвященному Антонию в благодарную память о его архипастырской попечительности о духовном благе своей паствы и Марии Исидоровне Дурдиной с сыном, как продолжателям благочестивого начинания покойного храмоздателя териокской церкви, Андрея Ивановича Дурдина. Высокопреосвященный архипастырь, с благодарностью приняв подношение — икону во имя своего ангела, преподобного Антония Печерского, соблаговолил оставить ее в этом же храме, как молитвенный памятник своей духовной связи с любимой паствой. Эта икона, поставленная в великолепную киоту, своею надписью на металлической золоченой доске, навсегда будет свидетельствовать об архипастыре, столь много потрудившемся для духовного блага своей паствы.

Преподав всем и каждому свое архипастырское благословение, владыка проследовал на дачу М. И. Дурдиной, где накрыт был с чисто русским гостеприимством стол, за которым собралось все лучшее териокское общество. Под влиянием вынесенных отрадных впечатлений обед прошел в необычайном одушевлении. Вслед за тостом, произнесенным владыкой за здоровье Государя Императора и Великого Князя Финляндского, следовали тосты за здоровье финляндского архипастыря, за щедрых храмоздателей и всех истинно-русских людей, так или иначе содействовавших славному делу. Среди других тостов владыка соизволил произнесть тост и за постоянного летописца всех териокских событий, проф. А. П. Лопухина, который в свою очередь, как давний житель этой дачной местности, сделал исторический очерк постепенного возрастания русского храма, пока он не достиг своего теперешнего завершения, чему так много содействовал своим вдохновляющим благословением и участием сам высокопреосв. архипастырь финляндский. Все тосты, включая и тост за добрых сочувствующих русскому делу финляндцев, покрывались громкими многолетиями и дружными „ура“. Обед закончился в 4 часа и оставил по себе неизгладимое впечатление той истины, что всякое общество, имеющее в своей сфере самоотверженных поборников высшего блага, каковым является религия, и вдохновляемая любимым и любящим архипастырем, заключает в себе все задатки жизненности и процветания.

После непродолжительного отдыха, высокопреосвященный Антоний выбыл из Териок обратно в С.-Петербург, а его паства долго еще оставалась под обаянием пережитых ею радостных впечатлений памятного дня.

Один из дачников.