Документы и материалы

Тематический указатель

Териоки (Зеленогорск)

Волость Терийоки

Архиепископ Антоний в Териоках в 1895 году

Архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний посещал Териоки несколько раз. Ниже представлена корреспонденция из "Церковного вестника", описывающая пастырский визит 1895 года на престольный праздник териокской церкви. См. также заметки о посещении архиепископом териокского прихода в 1894-м и в 1898 году.

Источник: Церковный вестник, 13 июля 1895 года, №28

"Дурдинская"
церковь

Из Териок, в Финляндии (служение высокопр. Антония, архиепископа финляндского и выборгского в местной церкви). - Храмовой праздник в нашей местной церкви, созданной во имя Казанской Божией Матери, всегда совершается с надлежащею торжественностию; но в настоящем году этот праздник ознаменовался необычайным одушевлением всех летних обитателей этой прекрасной приморской дачной местности, ежегодно привлекающей на летние месяцы многие тысячи столичных жителей. Причиной этого одушевления было прибытие к нам нашего высокочтимого архипастыря, высокопр. Антония, архиепископа финляндского и выборгского, который в своем архипастырском попечении о церковно-религиозной жизни вверенного его управлению обширного края постоянно своим личным присутствием старается поддерживать дух русских православных людей, живущих среди огромной массы иноверцев.

Владыка прибыл из С.-Петербурга накануне праздника, 7 июля, в 2 1/2 часа пополудни, и на станции жел. дороги был встречен дачным священнослужителем нашей церкви, известным церковно-религиозным деятелем и проповедником, настоятелем церкви главного управления уделов, прот. К. И. Ветвеницким с старостой и щедрым благоукрасителем церкви купцом И. А. Дурдиным, а также несколькими представителями духовной печати и между прочим одним из старожилов нашего курорта проф. спб. дух. академии А. П. Лопухиным и другими дачниками и дачницами, собравшимися из ближайших дач к встрече своего архипастыря. Благословив присутствующих, владыка проследовал в церковь, с которой между тем разливался торжественный звон новых, недавно пожертвованных старостой, колоколов и вся паперть которой пестрела нарядным узором собравшейся дачной публики. Встреченный со славою сонмом нескольких столичных священнослужителей, архипастырь после обычного молитвословия и многолетия благословил собравшихся и, выразив свою радость о том, что ему Бог судил прибыть к нашему храмовому празднику, приглашал всех ознаменовать этот праздник горячей молитвой к Заступнице усердной рода христианского. В 7 часов владыка совершил всенощную, а на другой день, в самый праздник 8 июля, божественную литургию, которая собрала огромные массы богомольцев, желавших насладиться торжественным архиерейским богослужением. И богослужение было действительно великолепно. Высокопр. архиепископу сослужительствовали многие местные и прибывшие из окрестностей протоиереи и иереи во главе с прибывшим в свите владыки отцом архимандритом Михаилом, бывшим инспектором с.-петербургской духовной академии, а теперь ректором волынской семинарии, и несколько диаконов и иподиаконов. Великолепный хор, организованный из дачников и дачниц одним из артистов Императорской оперы, придавал особенный блеск богослужению, производившему на всех, в том числе и на многих иноверцев — лютеран и римско-католиков, любопытствовавших посмотреть на русского архиерея и его служение, сильное и глубокое впечатление. По окончании литургии архипастырь обратился к собравшимся с словом, в котором с свойственной его высокопреосвященству красноречием и глубиною мысли, разъяснил сущность духовной радости, объемлющей души преданных св. Церкви чад ее. Последовал затем крестный ход вокруг храма, и воодушевленное пение, в котором приняли участие и все присутствующие, сливаясь с торжественным праздничным перезвоном свежих, звучных колоколов, разносилось далеко по окрестности, возвещая о славе Божией и о торжестве православной паствы, ликовавшей вместе с своим архипастырем. Массы местных чухонцев-лютеран, видя такую торжественность русского богослужения, не могли не унести в своей душе тоскливого чувства, что лютеранство с его сухим, монотонным богослужением не дает возможности испытывать такой глубокой духовной радости...

По окончании богослужения, владыка, преподав благословение молящимся, проследовал на близь лежащую дачу матери старосты Марии Исидоровны Дурдиной, где с свойственным этому почтенному дому истинно-русским радушием приготовлен был обеденный стол, к которому приглашены были как все участвовавшие в богослужении, так и многие представители местного дачного населения. Одушевлявшее всех радостное настроение придало необычайную оживленность и обеду, который сопровождался многочисленными здравицами и речами. После произнесенного его высокопреосвященством тоста за здоровье Государя Императора и Его благочестивейшего дома, были произнесены здравицы за высокопреосвященнейшего архиепископа Финляндии Антония, за священнослужителей и благоукрасителей храма и вообще за процветание православия и русского дела в Финляндии, каковые тосты восторженно встречались всеми присутствовавшими. При виде такого одушевления о. архимандрит Михаил почувствовал потребность высказать, как он, прибыв с отдаленного юга на далекий, обыкновенно сумрачный север, приятно поражен неожиданной для него картиной света и теплоты, сосредоточившихся вокруг финляндского владыки, и выразил надежду на то, что свет и тепло православия будут успешно распространяться по всей этой северной окраине. На это проф. А. П. Лопухин отвечал, что высказанная о. архимандритом, как случайным посетителем Финляндии, надежда уже быстро осуществляется, как могут свидетельствовать те, кто имели удовольствие в течение нескольких лет следить за успехами православия в Финляндии под управлением высокопреосвящ. Антония. Мы то и дело читаем известия и телеграммы, возвещающие, что то в том, то в другом углу Финляндии устраивается и освящается церковь [В самое недавнее время освящены были новоотстроенные церкви в Ганге и Линтуле, причем приятно отметить, что церковь в Ганге есть так сказать родная дочь церкви Териокской, так как построена почти исключительно щедростью сына покойного создателя храма здесь, Ивана Андреевича Дурдина. - прим. авт.] вокруг ее как матери собираются русские люди, всегда чуткие к благовесту, особенно сладостному, когда он раздается на чужбине, среди иноверного люда; созидается общий очаг религиозно-нравственной жизни и маленькая православно-русская семья начинает быстро крепнуть и возрастать в целую общину, которая не преминет оказывать свое просвещающее и согревающее влияние на окружающую иноверную среду. Все это весьма осязательно сказалось в Териоках, которые пережили такую именно историю в церковно-религиозномъ отношении и теперь составляют уже видный и влиятельный центр православно-религиозного движения, отразившегося на возбуждении церковной жизни и во многих других близких и далеких местностях (в Куокале, Ганге, Таммерфорсе, Линтуле и др.). Отсюда видно, что финляндская епархия успешно осуществляет цель своего самостоятельного существования и не далеко то время, когда русский благовест будет разливаться по всем дебрям сумрачной Финляндии и православные кресты как яркия звезды заблестят повсюду под ее угрюмым небосклоном. Остается только пожелать многих лет и здоровья главе и руководителю этого важного дела — высокопр. архиепископу Антонию, которому все собрание с необычайным воодушевлением пропело «Исполла-эти-деспота». Сам владыка еще поднял бокал за всех присутствующих, среди которых любвеобильно выделил своих бывших сослуживцев по академии, а в виду присутствия на обеде и представителей университета — произнес тост за союз духовной и светской науки на поприще борьбы за права добра и света, и наконец за процветание «териокского университета», т. е. русской школы1, основанной трудами о. прот. К. И. Ветвеницкого и щедростью директора и попечителя ее И. А. Дурдина. Восторженным кликам собравшихся не было конца, и эти клики ясно свидетельствовали, как много присутствие архипастыря содействовало той сладостной духовной радости пасомых, о которой говорил владыка в своем слове за литургией.

После обеда, закончившегося в 5 часов, владыка, не успев отдохнуть, отправился в путь, поспешая к совершению всенощной в соседнем приходе - Райволо, этом русском оазисе среди Финляндии, составившемся из переселенцев орловской губернии, сохранивших доселе все особенности своего велико-русского типа и духа. По дороге владыка не преминул хотя на несколько минут посетить своего бывшего сослуживца по академии проф. А. П. Лопухина - в деревне Тюрзеве, где благословив всех собравшихся из окрестных дач православных и инославных жителей, проследовал дальше по пути своего назначения, сопровождаемый искренними благожеланиями всего населения, которое просило архипастыря почаще радовать свою паству своими всегда желанными и вносящими жизнь и радость посещениями.

Один из дачников.

Примечания

  1. Русская школа в Териоках была основана в 1886 году и содержалась в то время на средства местных дачников.