Выборгская наступательная операция
Газета "Известия" о Выборгской операции 1944 года
В этом разделе собраны репортажи, публиковавшиеся в газете "Известия" в июне 1944 года и посвященные советскому наступлению на Карельском перешейке в ходе Выборгской операции. Материалы сгруппированы по дням их публикации. Приводятся также фотографии, печатавшиеся в газете. См. также подборку сводок Советского Информбюро, а также публикации газеты "Красная звезда" и газеты "На страже Родины" (Ленинградский фронт) за этот период.
Известия, 16 июня 1944 года
Источник: Известия, 16 июня 1944 года, № 142 (8444)
Прорвана вторая линия финских укреплений
В первые дни наступления на Карельском перешейке войска Ленинградского фронта прорвали первую сильно укрепленную линию обороны финнов. 13 июня войска, наступающие на Карельском перешейке, подошли ко второй мощной укреплённой линии финнов. Завязались упорные бои в районах Мустамяки, Расватту, Кутерселькя, Мятсякюля. У речных рубежей, на пересеченной местности финны соорудили весьма сильную укреплённую линию. Они придавали ей, как показывают пленные, огромное значение.
На широком, теперь уже 75-километровом, фронте прорыва насчитывалось большое количество долговременных бетонированных оборонительных сооружений. На целые километры тянулись сплошные поля гранитных надолб. За ними — густые ряды проволочных заграждений, минированных полей. Крутые берега реки, которую предстояло форсировать нашим войскам, были укреплены почти на всем протяжении. Илистое дно затрудняло переправу танков и артиллерии. Все мосты были заранее уничтожены финнами.
На подступах к населённому пункту Мятсякюля побережье залива пересечено удобными для обороны высотами. Вчера весь день наши артиллеристы и пехотинцы сбивали финнов с высот, контролирующих дорогу. Сопротивление противника на этом участке было особенно яростным. Финские гарнизоны, состоявшие из отборных частей, получили приказ удержаться во что бы то ни стало.
Как только определилось, что укрепления, встреченные нашими частями на левом фланге, могут задержать продвижение вперёд, командование предприняло Обходный маневр вправо. Наша пехота опрокинула финский заслон перед речным рубежом и вырвалась на противоположный берег реки. Через несколько часов на правом фланге наступающих частей создан был прочный плацдарм, врезавшийся клином в линии противника.
Успех на правом фланге быстро подхватили соседи слева. В ночь на 15 июня части, действующие на подступах к Мятсякюля, усилили нажим на противника в районе приморского шоссе. К утру одно из подразделений форсировало в этом пункте реку. Линия укреплений финнов была прорвана в самом уязвимом месте. К исходу дня весь участок Выборгского шоссе вплоть до озера Ваммелярви был отбит у врага. В ходе наступления занят ряд населённых пунктов: Неувола, Ваммелярви, Расватту, форт Ино и многие другие.
В прорыве второй линии обороны финнов войска Ленинградского фронта еще раз проявили высокое воинское мастерство и выучку. Наиболее трудной задачей было форсирование речного рубежа. Н-ское подразделение получило приказ скрытно от противника переправиться на противоположный берег, закрепиться и подготовиться к атаке. Командир взвода младший лейтенант Тарасов разведал переправу, отыскал плоты. В два часа ночи весь взвод бесшумно переплыл реку. До самого утра финны не обнаруживали смельчаков. Когда подходила к концу артиллерийская подготовка и бойцы, выполняя приказ, бросились в атаку, первыми ворвались в финские траншеи красноармейцы Червяков и Сиядов, старший сержант Бочков.
...За Мятсякюля, в том месте, где приморское шоссе отодвигается немного вправо от залива, дорогу стережет крутой холм. Снизу видна узкая щель железобетонного дота. Еще сегодня утром отсюда били по дороге финские пулеметы. Наша артиллерия накрыла дот прямыми попаданиями. Гарнизон его уничтожен. Из амбразур торчат стволы пулеметов. По обе стороны от дороги — разбитые артиллерией гранитные треугольники надолб. Обвалились откосы противотанковых рвов. Стоят подбитые орудия и миномёты. Трупы финских солдат и офицеров застыли среди раздавленных нашей артиллерией укреплений.
Наши саперы заканчивают сооружение нового моста через реку. Машины катятся по шоссе, проходят по временному настилу орудия, войска преследуют врага по всему фронту прорыва. Преодолен еще один укрепленный рубеж финнов, вписана еще одна славная страница в историю борьбы за свободу и независимость нашей родины.
Н. ДЕДКОВ,
специальный корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 июня.
Здесь был финский дот...
(От специального корреспондента «Известий»).
Серые куски бетона вырваны из земли и брошены в траву. Железные прутья арматуры свернуты в жгуты или перерублены пополам и беспомощно висят над черным отверстием разгромленного дота. Трудно даже представить себе, как выглядело вчера это прочное, врытое глубоко в землю инженерное сооружение, — оно совершенно разрушено. Можно только убедиться, что финны выбрали для него удобное место. Отсюда, с бугорка на лесной опушке, видна на большом протяжении дорога, идущая на север, к берегу реки.
Миновать эту дорогу невозможно. Справа зеркало лесного озера, слева — залив. Дот стоял над дорогой, преграждая путь на север. Он притаился в лесной чаще. Сосны и густой кустарник скрывали его от взоров разведчиков. Из глубоких траншей впереди него, из бревенчатых блокгаузов стреляли финские пулеметчики, бил миномет. Бетонированное гнездо врага молчало, не выдавая себя.
Когда же штурмовые грунты наших пехотинцев ворвались в траншеи и по дороге побежали автоматчики, дот вступил в бой. Три пулемета заговорили одновременно, преграждая путь к реке. Автоматчики залегли. Командир подразделения старший лейтенант Маляров передал по цепи:
— Справа на бугре, возле поваленного дерева находится дот.
Пулемётчик Воронцов скатился с шершавого, усыпанного мелкой галькой шоссе в кювет. Глаза его разглядели возле леса темное пятно — амбразуру дота. Кювет был широкий, заросший травой, на дне его застоялась холодная вода. Воронцов промок до нитки. Он прополз немного вперёд, к тому месту, где лежал командир отделения старший сержант Коломийцев. Оттуда удобнее было вести огонь. Коломийцев оглянулся, не поднимая головы, — над кюветом посвистывали нули, — и крикнул пулеметчику:
— Вей по амбразуре!
Воронцов приладил ручной пулемет на броюке кювета и дал короткую очередь.
Дот стоял довольно далеко от дороги, и Воронцов понимал, что огнем из ручного пулемета не заставишь его замолчать. Тем не менее он дал еще несколько коротких очередей. Пусть поостерегутся там, за броней дота, финские пулеметчики! Скоро за них возьмутся советские артиллеристы!
По кювету пробежал, низко пригибаясь, связной командира подразделения — худощавый ефрейтор с трофейным автоматом на шее.
— Сейчас артиллерия даст им жизни! — сообщил он. — Старший лейтенант вызвал огонь.
Первые снаряды ушли в сторону, левее дота. Молодой боец, лежавший позади Воронцова, огорчился и со злости выпустил по доту чуть не весь магазин. Воронцов обернулся и спокойно посоветовал ему поберечь патроны:
— Пригодятся, браток! Не пуляй зря.
Разрывы тяжёлых снарядов стали тем временем приближаться к доту, обдирая осколками кору деревьев и бросая кверху груды земли. Кое-кто из бойцов стал даже посматривать с опасением, боясь попасть под огонь своих же орудий. Командир успокоительно пояснил:
— Артиллеристы точно знают наше положение.
Воронцов ждал прямого попадания в дот. Снаряды ложились всё ближе и ближе к бугру, который перестал изрыгать огонь. «Притаились финны, пережидают!» — подумал он.
При первом прямом попадании вместе с землей взлетела кверху серая пыль раздробленного бетона. Ещё два снаряда впились в купол дота, раскалывая, как яичную скорлупу, бетонированную его броню. Командир подразделения крикнул артиллеристам к трубку телефона:
— Прекратить огонь! Идём в атаку.
Одним броском Воронцов достиг деревьев, стоявших возле дота, и открыл огонь.
За разбитым дотом тянулась Длинная глубокая траншея. По ней гуськом перебегали к огневым ячейкам финны. Но Воронцов сорвал попытку врага удержаться возле дота. Финские автоматчики не успели воспользоваться для укрытия тяжелыми глыбами расколотого бетона. Воронцов скосил трёх автоматчиков, а потом перенес огонь вправо, отрезая от развалин дота финских солдат.
Над лесом проносились наши штурмовики, проплывали на большой высоте эскадрильи бомбардировщиков, летели снаряды, посылаемые теперь дальше, на противоположный берег реки и за озеро.
Бойцы, бросившись к разбитому, но еще не захваченному доту, видели финских солдат, перебегавших с места на место, стрелявших из-за деревьев, из траншей и воронок. Рядом с Воронцовым пристраивался его земляк, саратовец Анисимов со своим станковым пулеметом. Подошел и тот молодой боец, который так внимательно наблюдал за полетом первых снарядов. Он мог теперь убедиться, что бывалый пулемётчик был прав, советуя поберечь патроны. Настал момент, когда магазин автомата можно опорожнить в упор в серо-зеленые куртки вражеских солдат.
Враг ворвался в эти тихие приморские леса, опутал их проволокой, изрыл траншеями. Он хотел проникнуть отсюда ещё дальше — в Ленинград. Звериной злобой к русским, советским людям полно чёрное сердце. Воронцов вспомнил изувеченного танкиста. Труп его лежал у подорванного миной танка. Лахтари замучили танкиста, исполосовали его ножами. «Мы за тебя отомстим!» — сказал тогда командир подразделения, и каждый из бойцов мысленно повторил эти слова.
Воронцов отполз в сторону от дерева на более удобную позицию. Теперь большой обломок бетона служил ему хорошим при крытием от огня автоматчиков. Рядом с ним снова оказался сосед по кювету. Вдвоём они снова продвинулись на несколько метров вперёд.
Воронцов заметил несколько вражеских трупов среди обломков бетона. Он соскользнул в траншею, за ним туда же спрыгнул молодой боец с автоматом, и они пошли, спотыкаясь о вражеские трупы.
Со стороны дороги бежали сюда остальные бойцы. Стрельба стала утихать.
...Когда подразделение, решив свою боевую задачу, двинулось по шоссе вперёд, к речному рубежу, Воронцов окинул взглядом бугор, ободранные, расщепленные сосны, и зрелище разгромленного вражеского дота порадовало сердце солдата.
Дорога на север к реке была свободна. Воронцов вскинул пулемет на плечо и пошёл по обочине шоссе навстречу новому бою.
И. ОСИПОВ.
КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК, 15 июня.
Иностранная печать о советском наступлении на Карельском перешейке
НЬЮ-ЙОРК, 14 июня. (ТАСС). Американская пресса и радио продолжают оживлённо обсуждать наступление Красной Армии на Карельском перешейке. Ряд ведущих газет и радиокомментаторов резко обрушивается на финское правительство, которое довело до трагическаго положения финское население. Газета «Вашингтон пост» пишет: «Финское правительство несёт основную ответственность за трагическое положение финнов. Финское правительство играет жизнью и интересами финского народа, поощряя мнение о том, что немцы могут остановить союзников, и тщательно скрывая от финского народа истинные факты общей военной обстановки в Европе.. Таким образом, привыкшие к затишью на советско-финском фронте финны начали сомневаться в том, попытаются ли когда-нибудь русские прорвать укрепления на Карельском перешейке». Газета указывает, что «советские условия, предъявленные в своё время Финляндии, были великодушными. Однако финны не пытались серьёзно начать переговоры с Москвой и благодушно считали, что Советский Союз не атакует их. В настоящее время они узнали другое и не получают никакой помощи от Гитлера».
Радиокомментатор Харш заявляет, что финны, по-видимому, будут сожалеть о том, что они так легко поверили германским представлениям. По мнению радиокомментатора Халтенборна, самое лучшее для финнов — это прекратить как можно скорее сопротивление войскам Советского Союза.
Обозреватель Уинтер, говоря о наступлении Красной Армии на Карельском перешейке, отмечает, что СССР считает Ленинград своим важнейшим городом, который имеет для СССР такое же значение, как Нью-Йорк или Сан-Франциско для американцев. Ленинград имеет значение как литературный, музыкальный, артистический, научный центр. Он почитается также как колыбель советской власти, он носит имя Ленина. А сейчас, может быть, он ещё более важен как символ славной борьбы против врага. Ленинград должен быть совершенно вне опасности. Но он не будет вне опасности, пока существует угроза со стороны финской границы. Линия фронта здесь проходила в 18 милях от Ленинграда. Однако нынешнее наступление имеет и прямое военное значение. Это наступление проводится в тесном сотрудничестве с союзниками. Можно, конечно, быть уверенным в том, что сейчас безопасность Ленинграда будет обеспечена.
ГЕТЕБОРГ, 14 июня. (ТАСС). Газета «Гетеборгс хандельстиднинг» сегодня в передовой пишет: «Русская армия вновь продвигается вперёд на Карельском перешейке. Её наступление не может быть неожиданным для финского руководства. Это наступление является естественным и необходимым последствием политического положения, создавшегося благодаря отклонению финнами предложения о мире».
СТОКГОЛЬМ, 14 июня. (ТАСС). Газета «Арбетарен» в статье, посвященной советскому наступлению на Карельском перешейке, пишет: «Русское наступление откроет глаза многим финнам. История осудит тех господ, которые несут ответственность за злополучную политику Финляндии».
ЛОНДОН , 14 июня. (ТАСС). «Дейли мейл», комментируя советское наступление на Карельском перешейке, пишет, что «теперь на Карельском перешейке русские прорвали стальную бетонную линию, которая, как утверждали, принадлежала к числу самых сильных в мире. Эти позиции подготовлялись в течение трёх лет, но наши союзники прорвали их после первых обстрелов. Теперь они полным ходом устремились к Выборгу. Как финны должны сожалеть о том, что они отвергли русские условия мира несколько месяцев назад».