Выборгская наступательная операция
Газета "Известия" о Выборгской операции 1944 года
В этом разделе собраны репортажи, публиковавшиеся в газете "Известия" в июне 1944 года и посвященные советскому наступлению на Карельском перешейке в ходе Выборгской операции. Материалы сгруппированы по дням их публикации. Приводятся также фотографии, печатавшиеся в газете. См. также подборку сводок Советского Информбюро, а также публикации газеты "Красная звезда" и газеты "На страже Родины" (Ленинградский фронт) за этот период.
Известия, 21 июня 1944 года
Источник: Известия, 21 июня 1944 года, № 146 (8448)
Выборг
(От специального военного корреспондента «Известий»)
У победных вестей широкие крылья. Не прошло и двух часов после вступления наших, войск в Выборг, не успела ещё добраться до Выборгской заставы в Ленинграде ни одна самая быстроходная машина, а здесь, на городской окраине, уже проведали каким-то образом о победе.
— Верно, что наши в Выборге? — спрашивает регулировщик, и видно, что он-то уже точно знает про это, а задает вопрос, желая лишь порадовать ещё одного проезжего человека.
Опережая сводку Совинформбюро, полетела от Выборга к Ленинграду весть о завоеванной победе. Но здесь ждали взятия Выборга с той самой минуты, когда грохот битвы на Карельском перешейке докатился до Невского проспекта. Били орудия Краснознамённой Балтики, и, прислушиваясь к тяжёлым ударам корабельных батарей, ленинградцы говорили друг другу:
— Наши пошли на Выборг!
Маннергеймовская банда, захватив в начале нынешней войны Выборг, тешила себя мечтой дойти от Выборгского залива до Уральского хребта. Пусть вспомнят сегодня маннергеймовцы, что от Выборга до Хельсинки путь несколько покороче.
*
Мы едем в Выборг по дороге, которая пройдена нашими войсками в стремительном, подлинно суворовском наступлении. Руины старого Белоострова. Дождливым июньским утром в этой растрепанной снарядами роще стояли наши орудия. Канонада началась рано, с восходом солнца. К полудню линия обороны финнов была уже прорвана на широком участке, и пехота пошла вперёд, наседая на врага, перехватывая пути его отхода. Кухни едва поспевали за своими ротами, и офицеры связи валилась с ног от усталости, потому что с каждым часом прорыв всё расширялся по фронту, и нелегко было догонять ушедшие вперёд войска.
Это произошло одиннадцать дней тому назад.
— Мы не остановимся, пока не вернем родине Выборг, — сказал нам командир части, которая к исходу первого дня наступления прошла по дороге на Выборг 27 километров.
Командир выразил общую для всех участников похода на Карельском перешейке уверенность в своих силах, пламенную веру в победу, желание поскорее дойти до Выборга и вышвырнуть оттуда финских захватчиков.
И вот прошло немного дней, и надпись у дороги: «Вперёд, на Выборг!» уже устарела, хотя на дощечке ещё не просохла как следует краска. Да, надпись уже устарела, и её, вероятно, завтра заменят другой, на которой будет назван новый пункт. Но не потускнеет и навсегда сохранится в памяти час за часом весь этот поход, бои за освобождение Карельского перешейка.
Вторая линия обороны финнов. Земля здесь рассечена противотанковыми рвами, все проходы загромождены гранитными глыбами, на каждом шагу мины, на несколько километров леса и лощины опутаны ржавым железом колючей проволоки. Здесь пробежал через минированное поле гвардии пулемётчик Зайцев. Ночью он пробрался к вражескому блиндажу, уничтожил расчёт станкового пулемёта, потом проник еще глубже в расположение врага, обстрелял траншею, по которой шли на поддержку своего гарнизона финские солдаты из посёлка. Зайцев был ранен в плечо, но не вышел из боя до той минуты, покуда узел сопротивления финнов не перестал подавать признаки жизни.
Пулемётчик Зайцев шёл на Выборг. Силы его удесятерила ненависть к захватчикам, опоганившим нашу землю, помышлявшим прогуляться с «финкой» в руках по проспектам Ленинграда.
Позади разбитых блиндажей и вырванных из земли бетонных стен дотов стоит уцелевшая, глядящая на юг противотанковая пушка. Вокруг неё разбросаны снаряды. Обожжённые разрывами деревья долго ещё будут напоминать о том, что происходило здесь в ночь на 14 июня 1944 года.
За поворотом шоссе выглядывают из лесной чащи дома станционного поселка. Машина проходит по южной его окраине, и даже на большом расстоянии можно заметить следы недавнего боя. Одна подле другой чернеют большие воронки от снарядов и мелкие от мин. Финнов выбивало отсюда подразделение старшего лейтенанта Смородинова. Очистив станционный посёлок, бойцы в тот же день форсировали реку и продолжали бой на противоположном её берегу, а вечером их можно было уже застать на марше по Выборгской дороге.
Высокое солнце стоит сегодня над этой дорогой победы. Небо очистилось от облаков, и залив открывается глазу на многие километры. Домики небольшого посёлка Пумела сбегают к самой воде, уткнулись в проволоку и бревенчатые блокгаузы. Вблизи этого поселка Н-ское соединение вышло во фланг финнам. Войска, действовавшие правее тех частей, которые шли берегом залива, помогли своим соседям. После двухчасового боя финская группировка, состоявшая из остатков кавалерийской бригады и егерского батальона, отступила в полном беспорядке, бросая все свое тяжелое вооружение.
*
Наступающие войска двигались к Выборгу несколькими дорогами, между которыми пролегали лесисто-болотистые и озерные районы, затруднявшие применение танков и самоходной артиллерии. Разделенные этими преградами, войска тем не менее постоянно поддерживали теснейшее взаимодействие. Всякий paз, как только в том или ином пункте возникала необходимость поддержать соседа, натолкнувшегося на трудно преодолимое препятствие, оказать ему поддержку для более быстрого продвижения вперёд, мгновенно вступала в действие могучая и сложная система четкого взаимодействия наступающих войск.
Мы вспомнили об этом, проезжая мимо ряда населённых пунктов. Здесь в первые дни наступления фланговый удар Н-ского соединения заставил финнов откатиться далеко за речной рубеж и очистить большой участок дороги, ведущей в Выборгу. Об этом же мастерском взаимодействии наших войск вспоминаешь, проезжая через главные опорные пункты «линии Маннергейма» Мурила и Сумма. Быстрота, с которой осуществлён прорыв этой линии, является прямым результатом отличного взаимодействия всех частей громадной машины наступления.
Всё ближе к Выборгу подходили войска, прорвавшие «линию Маннергейма». Оставалось уже менее 10 километров до города, когда часть, действовавшая с юга, уперлась в сильный опорный пункт финнов, сооружённый на отвесном берегу реки. Мы проезжаем сейчас мимо селения, где несколько часов назад происходил бой. Глядя на опутанный проволокой берег реки и уцелевшие дзоты, убеждаешься, что здесь финны готовились к длительному сопротивлению.
В 14.00 разведгруппа части, шедшая впереди, завязала перестрелку с финскими автоматчиками. Через полчаса сюда подоспели бойцы подразделения, где командиром лейтенант Анисимов. Первая попытка форсировать реку с хода не удалась. У финнов был хорошо пристрелян весь берег. К тому же на левом берегу, Откуда началась переправа, дно оказалось илистым. Бойцы увязали в нём.
Две батареи, поддерживавшие подразделение, открыли огонь прямой наводкой. С финского берега стрельба приутихла. Но, когда бойцы вторично побежали к реке, из-за откоса снова забили финские пулемёты, и пришлось залечь у самой воды.
Командир имел боевой приказ — к 15.00 выйти на шоссе в районе посёлка на противоположном берегу реки. Оставалось не так много времени для выполнения приказа. И в течение этого времени взаимодействие всех родов войск проявилось на этом узком участке фронта во всей своей неотразимой силе. К подразделению, действовавшему на речном рубеже, направлена была подвижная группа с самоходной артиллерией. Сапёров послали вверх по течению реки отыскать переправу для артиллерии и танков. Над рекой дважды проревели наши штурмовики.
Через час подразделение, поддержанное самоходной артиллерией и танками, форсировало реку и, взломав оборону финнов, вышло к намеченному рубежу. В 15.00 командир донёс, что его бойцы находятся на шоссе. Разведчики прошли вперёд, очищая лес от «кукушек».
Так по пути к Выборгу — от посёлка к посёлку, от одного речного рубежа к другому, ломая сопротивление финнов, двигались наши войска, умело сочетавшие свои усилия на всех этапах наступления. И только зная, с каким мастерством действовали они, можно понять быстроту их продвижения.
Как живое доказательство воинского мастерства наших войск, стоят вдоль дороги уцелевшие от огня живописные селения, ровной лентой расстилается неповрожденная железнодорожная насыпь. Мы хорошо знаем, как финны все сжигают доТла, когда им приходится туго. На этот раз им некогда было и думать об этом. Не до того было маннергеймовцам, разгромленным на трёх укреплённых рубежах.
*
От Койвисто дорога идёт вдоль Выборгского залива. Здесь прошли наши войска, отбрасывая финнов в нарастающем темпе наступления. Уцелевшие остатки финских дивизий и бригад откатывались к Выборгу, надеясь ещё оказать сильное сопротивление в укреплённом Выборгском районе, на удобных для обороны возвышенностях, на старых, хорошо известных по зимней кампании 1940 года, внешних и внутренних обводах крепости. Ожесточённые бои завязались на ближних подступах к Выборгу. Наши танки стремительным рывком опрокинули финскую оборону.
В это время части, действовавшие в южном направлении, усилили нажим на своём участке. Город был виден отсюда, с высот и бугров, на которых ещё сохранились следы боев 1940 года. Бессмертная слава русских воинов, прорвавших тогда «линию Маннергейма» и овладевших Выборгом, овеяла своим крылом бойцов и офицеров, взломавших вторично укрепления финнов и теперь, в решающие часы, сражавшихся внутри Выборгского укрепленного района.
Войска наши пробились к окраинам Выборга, рассекая на части яростно оборонявшуюся группировку финнов. Поддержанная танкистами, артиллеристами и лётчиками, наша пехота штурмовала последние укрепления позиций врага.
Еще раз на решающем этапе борьбы сказался огромный под'ём, царивший в войсках с первого дня наступления.
*
Над городом взвилось знамя нашей родины. Выборг снова стоит часовым Ленинграда, вырванный из рук врага, очищенный от маннергеймовской своры разбойников. Финские варвары угнали из города жителей, но сжечь его дома они не успели, так же, как не успели они сделать это на всем протяжении Выборгской дороги, на всей освобожденной нашими войсками территории Карельского перешейка.
Угнав насильно всё население, беспощадно расправившись со всеми, кто отказывался уехать, финны пытались сжечь город, но пламя, взвившееся над домами, казалось, придало новые силы бойцам, шедшим на штурм Выборга.
— Не позволили лахтарям сжечь наш Выборг! — Эти слова можно было услышать и в передовых цепях наступающей пехоты, и на позициях артиллеристов. Эти слова повторяли по всей линии ожесточённого штурмового боя.
Натиск наших войск возрастал с каждой минутой. Ворвавшись в город, бойцы сразу же начали тушить пожары, спасать от огня здания, подожжённые финнами.
Вот он стоит над заливом, наш Выборг, овеянный славой петровских походов и подвигов Красной Армии.
По центральным улицам от здания вокзала в сторону залива идут наши части, колонны грузовиков. Войска непреодолимо движутся вперёд. Навстречу им бредут пленные, захваченные в Выборгской крепости. Город безлюден. Квартиры разграблены финскими солдатами. На мостовых лежат груды домашней утвари, поломанной мебели, посуды. В квартирах следы чудовищного грабежа, учиненного лахтарями.
Несколько часов назад здесь еще грохотали орудия, низко над окраинными домами, в которых засели финские автоматчики, проносились наши штурмовики. Теперь канонада отдаляется, становится все глуше. Бой за Выборг завершен. Войска преследуют противника.
На южной окраине города уже появилась заранее припасенная дорожниками русская надпись: «Выборг».
Здесь кончается Выборгское шоссе. Начинаются новые дороги.
И. ОСИПОВ.
(По телеграфу).