Выборгская наступательная операция
Газета "На страже Родины" о Выборгской операции 1944 года
В этом разделе собраны материалы, публиковавшиеся в красноармейской газете Ленинградского фронта "На страже Родины" в июне 1944 года и посвященные советскому наступлению на Карельском перешейке в ходе Выборгской операции. Материалы сгруппированы по дням их публикации, опущены сообщения Информбюро, ТАСС и т.п., а также ряд статей общепропагандистского содержания. Приводятся также фотографии и карикатуры, печатавшиеся в газете. См. также подборку сводок Советского Информбюро, публикации газеты "Известия" и газеты "Красная звезда" за этот период.
На страже Родины, 15 июня 1944 года
Источник: На страже Родины, 15 июня 1944 года, № 147 (7685)
Слава ленинградских артиллеристов
Вчера в нашей газете была опубликована поздравительная телеграмма Главного Маршала артиллерии товарища Воронова артиллеристам Ленинградского фронта, проложившим дорогу к победе нашей доблестной пехоте и танкам на Карельском перешейке.
Ленинградские артиллеристы показали высокое мастерство во время прорыва мощной долговременной немецко-финской обороны, сокрушительным огнём смели с лица земли инженерные сооружения противника, подавили его огневые средства. Они заслужили благодарность великого Сталина.
Артиллеристы-офицеры умело спланировали огонь, артиллеристы-сержанты и рядовые напряжённо, мужественно и точно вели его на всём протяжении боя. Тяжёлые орудия батареи под командой капитана Ведьмеденкова прямой наводной, точно посылая снаряды, разнесли в куски мощный дот-«миллионер», который финны считали несокрушимым. Батарейцы старшего лейтенанта Доронина, вдвое сэкономив снаряды, уничтожили три дзота и сразу же повели огонь по другим целям. Сотнями таких примеров изобиловали бои по прорыву вражеской обороны.
Артиллеристы и миномётчики, как гигантским плугом, перепахали финские траншеи, закопав там множество трупов лахтарей. Артиллеристы проложили путь вперёд нашим пехотинцам и танкистам. И, сделав это, сами двинулись вперёд, не отрываясь от наступающих.
Упрочить завоёванную славу, всё сильнее и сильнее наращивать удары по обороне немецко-финских захватчиков, уничтожать их живую силу и боевую технику, огнём выжигать звериные норы лахтарей — такова сегодняшняя задача наших артиллеристов и миномётчиков.
Ещё слаженнее должны работать орудийные расчёты, еще энергичнее и тщательнее должна вестись разведка вражеских целей, ещё теснее должно быть взаимодействие артиллеристов с пехотой.
Артиллеристы, уничтожайте все препятствия на пути наступающих, сметайте с лица земли немецко-финскую нечисть, осмелившуюся посягнуть на наш
Ленинград, на нашу Отчизну.Благодарность великого Сталина, как путеводная эветда, ведёт нас в новый решающий бой, к новым победам над ненавистным врагом!
Штурм Кутерселькя
(От нашего специального корреспондента)
Ведя непрерывные наступательные бои, наши войска достигли населенного пункта Кутерселькя. В системе финской обороны на Карельском перешейке Кутерселькя играла весьма видную роль. Это — важный узел дорог, ведущих как к Выборгскому шоссе, в глубь перешейка так и к побережью Финского залива. Финны превратили Кутерселькя в один нз крупнейших опорных пунктов своей обороны.
Подступы к Кутерселькя прикрыты линиями гранитных надолб, огромными валами колючей проволоки в 5—6 колов, противотанковыми и противопехотными минными полями, противотанковыми рвами. Система многочисленных дотов и дзотов, а также бронированных колпаков давала возможность врагу создавать огонь исключительно высокой плотности.
Вчера в 8 часов утра наши войска начали штурм Кутерселькя. В период, предшествовавший штурму, были разведаны все цели, подлежащие уничтожению. Ленинградские артиллеристы, снискавшие славу среди мастеров огня Красной Армии, и на сей раз били с большой точностью.
Вот итог работы артиллерийского подразделения, которым командует офицер Рогач. Его орудия были скрытно выведены на передний край и с началом штурма ударили по нанесенный целям прямой наводкой. Одни лишь артиллеристы над командой офицера Рогач подняли на воздух девять вражеских орудий, разрушили четыре крупных дзота. Соседние артиллерийские подразделения превратили в руины 14 мощных дотов и дзотов. Помимо этого, артиллеристы прямой наводкой разрушили огромные гранитные надолбы, создавая проходы для танков и пехоты. Снаряды образовали также бреши и в колючей проволоке.
Финны оказывали исключительно ожесточенное сопротивление. Еще до начала атаки они обрушили сильный огонь на боевые порядки нашей пехоты, находившейся на исходном рубеже. Но это не явилось неожиданностью для наступающих. Наша пехота была своевременно укрыта, а наши артиллеристы открыли по финнам такой смертоносный шквал огня, что враг вынужден был замолчать.
Огневые точки подавлены, разрушен ряд дотов и дзотов, пробиты проходы в линиях надолб и проволоки. Ровно в 9 часов 30 минут началась атака. Над полем боя раздался клич:
— За Родину! За Сталина! За Ленинград!
И бойцы батальона, которым командует капитан Леля, с громовым «ура» ринулись вперёд. Неудержимым был натиск доблестных воинов Ленинграда. Гранатами, а затем ножницами они проделали проходы в колючей проволоке. Перед прыжком в первую траншею бойцы забросали ее гранатами. Наконец, в самой траншее завязался жестокий гранатный бой.
— Смерть немецко-финским захватчикам! — крикнул боец Феокристов и бросил одну за другой две гранаты в бетонное укрытие, где спрятались маннергеймовцы.
Схватка в траншее продолжалась около 20 минут. Позже здесь насчитали свыше 300 убитых финнов. В 10 часов 30 минут были преодолены и остальные две траншеи. Наши бойцы ворвались и Кутерселькя.
Крупнейший опорный пункт врага пал под ударами доблестных воинов Ленинграда.
Майор К. АРЕНИН.
Кутерселькя.
Ночные бои
(От наших специальных корреспондентов)
Вчера на этом участке фронта нашим войскам приходилось преодолевать упорное сопротивление финнов в многочисленных сильно укреплённых опорных пунктах — Мусталово, Маселька, Мюллюмяки, Корпикюля и других.
Героизм и воинское мастерство наших бойцов, сержантов и офицеров неизменно приводят к успеху. Применяя умелый манёвр, ведя бои днём и ночью, они принуждают врага отступать, оставлять лесные крепости одну за другой. Так, благодаря глубокому обходу с фланга, пал сильный опорный пункт финнов — Мусталово. Мусталовскую группировку, которая оборонялась на господствующих высотах и располагала сильно разветвлённой огневой системой, финны считали несокрушимой. Однако искусно нанесённый удар с фланга быстро решил участь крепости.
Наши подразделения искусно провели ночной бой за овладение сильным опорным пунктом финнов — Кекрола, расположенным в лесах, в глубине межболотного дефиле. Естественные преграды финны усилили тремя рядами траншей, двумя противотанковыми рвами, проволокой в три кола, минами, 6—8 артиллерийскими и миномётными батареями.
Бойцы, совершавшие ночной обходный манёвр у Кекролы, шли строго по курсу и выходили в точно намеченные участки. Ночь оказалась верной союзницей умелых бойцов. Кекролу постигла участь предыдущих финских опорных пунктов.
Захваченные здесь пленные потрясены стремительностью нашего удара и показывают, что финскому командованию приходится спешно вводить всё новые и новые резервы на смену разгромленных частей.
«Нам приказали отойти к реке, — рассказывает солдат 49 полка 2 пехотной дивизии Пертти Пеллерво Никулайнен. — Здесь была построена очень сильная оборона. Офицеры под угрозой расстрела потребовали ни на шаг не отступать. Но русские так сильно ударили, что мы и эти рубежи оставили. От вашего артиллерийского огня уцелевшие солдаты ходят, как сумасшедшие».
Развивая наступление, наши подразделения днём и ночью наносят удар за ударом по лесным опорным пунктам врага.
Капитан М. ИСАЕВ.
Старший лейтенант В. ШЕПИЛЕВИЧ.
Удары бомбардировщиков и штурмовиков
За день сбито 11 вражеских самолетов
Вчера с рассвета и до сумерок бомбардировщики и штурмовики поддерживали с воздуха наши наступающие войска.
Лётчики-штурмовики Краснознамённой части рано утром нанесли первый удар по финнам. Группа «Ил-2» во главе с ведущим знатным лётчиком нашего фронта капитаном Паршиным действовала на подступах к крупному вражескому узлу сопротивления. Штурмовики вышли к цели и сбросили бомбы точно по траншеям финнов.
Весь день штурмовики действовали с огромным под’ёмом. За день боевых действий над полем боя группы «Илов», ведомые майором Камбулатовым, капитаном Паршиным, старшим лейтенантом Поляковым, лейтенантом Кизима, помогли пехотинцам продвинуться вперёд, подавили огонь двух артиллерийских и четырех зенитных батарей, подняли на воздух склад с боеприпасами и истребили до взвода финнов. Вечером штурмовики под командой старших лейтенантов Агеева и Понякова атаковали танковую колонну противника. Один танк лётчики уничтожили и три повредили.
Прикрывая поле боя и взаимодействуй с бомбардировщиками и штурмовиками, лётчики-истребители Н-ской Краснознамённой части провели несколько воздушных боёв и сбили 11 вражеских самолётов. Известный ленинградский ас старший лейтенант Владимир Серов одержал 34-ю личную победу.
Лейтенант В. ЯРЦЕВ.
Комсорг Горбачёв в бою
В осиновой роще, примыкающей к самому заливу, расположился на отдых батальон под командованием старшего лейтенанта Мартынова. Батальон за два дня прошёл с боями около 30 километров. И теперь даже те, которые уверяли, что нисколько не устали, спали - кто под сиреневым кустом, кто в тени деревьев, кто прямо на солнцепёке.
*
Под плащпалаткой, натянутой между деревьями, Мартынов рассказывает о комсорге батальона старшине Горбачеве. Смутившийся вконец Горбачев сидит тут же и машинально разрисовывает палочкой на песке какие-то немыслимые узоры.
- Это было перед самой атакой, - говорит комбат. - «Где Горбачев», - спрашиваю у заместителя. - Пошёл вручать флажки комсомольцам, чтоб водружали на захваченных дзотах. Ну, что ж, думаю, хорошо! Проходит полчаса, час. Где Горбачев? «А вот, — говорят мне, — в шестой роте многие не умеют плавать, а надо форсировать реку, так Горбачев пошёл в шестую показать всем, что реку можно пройти вброд». Тут рация четвертой роты как раз и доносит, что первым форсировал Сестру старшина Горбачев, а за ним и вся рота. Прошли, говорят, вброд, по горло в воде. «Пришлите Горбачева ко мне», — приказываю им. А они отвечают, что Горбачев ушёл... Через полчаса мой связной докладывает мне, что видел старшину Горбачева на реке. Он на лодках переправляет с того берега раненых бойцов. Но вот чего я не пойму, — обращается комбат к Горбачеву, — как попал ты после этого в пятую роту? И зачем? Это же на другом фланге?
— Я пошёл туда потому, что комсорг роты был ранен. Надо было проинструктировать заместителя комсорга да проверить, как воюют ребята, которых мы приняли в комсомол перед боем. Ещё надо было сообщить им о подвиге пулемётчиков Ибрагимова и Абдиева, которых вы представили к награждению орденами Славы.
— Хорошо! Но как вышло, что именно ты повёл роту в атаку на высотку?
— Роту я не водил! Я пришёл туда и вижу, что рота залегла под огнём финнов, которые били с высотки. Командир взвода был ранен. А я, идя туда, заметил, что лощинка справа от высотки не обстреливается. Я сказал об этом командиру взвода. Он выделил несколько бойцов, а я повел их. Обошли высотку, финнам показалось, что мы окружаем их, они побежали. А мы пустились вдогонку, тут вся рота и поднялась.
Горбачеву кажется, что комбат преувеличивает его роль. Но как бы ни было, в ходе боя Горбачев удивительным образом успевал бывать везде. Ранило пулемётчика — Горбачев тут, как тут. Ложится за пулемёт и бьёт по финскому снайперу, который время от времени щёлкает из-за пня. Потом он передаёт пулемёт другому и бежит в стрелковую цель сообщить, как дерутся молодые бойцы Безрук, Авласевич, Алахов. Каждый из них истребил по 5—6 финнов.
Но комбат всё-таки недоволен тем, что Горбачев редко бывает на КП батальона и порой берётся за дела, которые, собственно, не входят в обязанности комсорга.
— А что, разве я упустил что-нибудь важное? — тревожно спрашивает Горбачев. — Зачем вы искали меня, товарищ старший лейтенант?
— А за тем, что надо было обеспечить доставку боеприпасов. Там ведь большинство у нас молодёжь, ребята необстрелянные...
— Так я и там был! — говорит Горбачев. — И никакого затора не получилось. Сказал подносчикам, как их ждут, и показал, где ближе путь... Так что всё в порядке!
Сказав это, Горбачев встаёт и, спросив у комбата разрешения, торопливо уходит в глубину рощи. Ему нужно проверить, как там с ротными боевыми листками, с оформлением документов вновь вступающих в комсомол. Словом, много дела...
Старший лейтенант Мартынов смотрит вслед комсоргу и говорит:
— Хороший парень! Настоящий комсомольский руководитель. Горячий, задорный, неугомонный. Золотой работник!
*
Павел Горбачев с детства мечтал быть военным. Учась еще в средней школе им. Калинина в селе Верхняя Троица Калининской области, он подал заявление в военное училище.
— А Верхняя Троица, — говорит Горбачев с гордостью, — знаете, это — родина Михаила Ивановича Калинина.
Горбачева приняли в военное училище. Но он не усидел там — все боялся проучиться всю войну и попросился на фронт. И вот с 1943 года он на фронте. За несколько месяцев ои участвовал уже в трёх больших наступательных операциях.
Коротка военная биография Горбачева. Но ведь это только начало!
Майор С. КАРА.