Карельский перешеек 1920-1930-х годов в эмигрантской прессе
Как И. Е. Репин отпраздновал свое 85-летие
Источник: Сегодня, 11 августа 1929 года (Рига)
Как И. Е. Репин отпраздновал свое 85-летие.
(От специального корреспондента «Сегодня».)
Утопающая в зелени и цветах дача «Пенаты», где уже тридцать лет живет И. Е. Репин, особенно принарядилась ко дню 85-летия своего хозяина: кроме зеленых гирлянд парадная дверь украсилась трехцветными лентами — цветами былой Руси.
Когда мы входим в столовую, украшенную портретами великих мира сего, великих в области духа, — нет еще никого, но дальше, на пороге знаменитого балкона, украшенного бюстом Льва Толстого, — стоит столь знакомая фигура Ильи Ефимовича: Репин с палитрой и кистью — за работой в день своего 85-летия...
После первых приветственных слов выполняю поручение редакции «Сегодня»: передаю адрес1, уже известный нашим читателям, и двенадцать томов сочинений Л. Н. Толстого — друга И. Е., передаю репинский номер «Сегодня». И. Е. благодарит в выражениях столь же сердечных, сколь и простых.
Вскоре появляются в «Пенатах» первые поздравители: представители местных финляндских властей и местной русской колонии, а с почты и телеграфа начинают поступать пачками приветственные письма, телеграммы. «Пенаты» вместе с тем начинают наполняться розами, цветочные подношения поступают весь день, но, из-за отрезанности от России, — нет голосов «оттуда», кроме уже очень смелых...
Потом завладела Ильей Ефимовичем пресса. И. Е. приходится без счета позировать перед редакционными фотографами: удивительно, как выдерживает великий художник перекрестный огонь интервьюеров и фотографов.
Среди телеграфных приветствий телеграмма финляндского президента Реландера. Среди остальной массы приветствий представлена вся зарубежная Россия. Особый комитет по делам русских в Финляндии выражает «твердую уверенность, что не далек тот день, когда русские люди, рассеянные по всему миру вследствие злого рока, тяготеющего над их родиной, получат возможность вернуться к себе домой, и тогда вся Земля Русская будет чествовать И. Е. Репина, своего гениального художника, гордость русского искусства». Совет о-ва «Русская колония в Финляндии» уверен, что «в нормальных условиях родина сумела бы достойно отблагодарить за все сделанное Илью Еф-ча». «Глубоко веря», говорит дальше адрес о-ва, подписанный его председателем графом В. Буксгевденом, «что время возвращения нашего на родину близится, мы, находясь пока за рубежом, лишены возможности чествовать вас так, как это нам хотелось бы».
На это приветствие ответил Илья Ефимович напоминанием об изуверстве, совершенном большевиками в Москве над чтимой всеми Иверской часовней и ее святыней: И. Е. уверен, что на поругание святыни будет отвечено.
Русские культурно-просветительные организации и учреждения в Праге прислали обширное и весьма трогательное приветствие с множеством подписей, среди которых находятся подписи председательницы комитета «День Русской Культуры» гр. С. Паниной, Е. Кусковой, председателя Союза Русских Писателей и Журналистов в Ч. С. Республике Н. Могилянского, тов. предс. Русского йсторического О-ва в Праге А. Кизеветтера, Вр. предс. Главного Комитета Всероссийского Союза Городов Н. Астрова и многих других.
«От мастерской чугуевского иконописца до славных «Пенат» проходит ваша жизнь, озаренная сверкающим талантом, исключительным, мощным, многообразным, жизнь, полная страстных исканий и ярких откликов на все, что окружало вас», говорит адрес чехословацкой русской колонии и ее многочисленных культурных организаций. «Среди ваших творений, среди ваших изумительных портретов — есть такие, в отношении которых не страшно время, не страшны перемены художественных вкусов. Силой вашего таланта в них отражено нечто не проходящее, выводящее их за пределы эпохи, делающее их достоянием многих поколений — достоянием всего человечества. Это бессмертие ваше в ваших творениях — великое счастье для русского народа».
Русские люди в Чехословакии свидетельствуют, что все «русские люди в долгу перед Ильей Еф-чем, ибо нет еще творения, в котором был бы отображен по достоинству сильный подвиг жизни Репина. Мы сознаем долг и надеемся, что он будет выполнен».
Из Парижа И. Е. приветствуют, среди многих других, союз русских писателей и журналистов в Париже — за подписью Бориса Зайцева и М. Алданова. Последний прислал, кроме того, еще лично от себя прочувствованные строки: «Вы хорошо знаете, какого поклонника имеете во мне...», говорит он.
К пожеланиям союза русских писателей присоединились: земск. городской комитет, народный университет, русский академический союз во Франции, Тургеневское общество, редакция всех русских газет и журналов в Париже и т. д. Тут на нескольких страницах собрано столько подписей, столько славных имен, что перечислить их нет никакой возможности.
Были хоры, был даже балет, в концертном отделении участвовали лучшие силы Гельсингфорской государственной оперы и было очень много народа — русских и финнов, всего не перечислить.
Среди присутствующих и сын великого художника Юрий Ильич, недавно перенесший тяжелую личную утрату — смерть жены. Дочь художника Вера Ильинишна выступила в концертном отделении торжества с арией Жанны Д'Арк, а затем в дуэте с В. М. Максимовым и имела заслуженный успех.
ГЕОРГИЙ НЕЛЮБИН2.
Куокала, «Пенаты», 6 августа.
Примечания
- Адрес редакции газеты "Сегодня" по случаю 85-летия Репина был опубликован 4 августа 1929 года.
- См. также очерки Г. Нелюбина "В мастерской Ильи Репина" и "День Ильи Репина".