Документы и материалы

Тематический указатель

Перкъярвен асемакюля (Кирилловское) Волость Муолаа Выборгский район

Новая школьная дача в Перкиярви, 1901 год

Источник: Русская школа, 1901 год, №5-6

Новая школьная дача в Перкиярви.

«Весной, — говорит Тургенев, — и счастливых тянет в даль», а так-ли много выпадает на долю человека счастья в жизни, даже и в так называемые «золотые» годы детства?.. Выставляется первая рама, врывается в комнату шум улицы, и хочется, по словам поэта,
в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна...

После напряженной изо дня в день работы, из-за куска-ли хлеба, из сознания-ли общественного долга или ради наживы, в пыли и духоте канцелярий, контор, классов и аудиторий, ночных бодрствований в четырех стенах кабинетов, после натянутых и суетливых развлечений в душной атмосфере званых вечеров, балов, концертных собраний, театральных зал в течение долгой зимы, — с наступлением вешних ясных солнечных дней, у городского жителя естественно является, подчас прямо томительное, стремление расстаться хоть на короткое время с каменными стенами и мостовыми города, прискучившими за зиму городскими квартирами с окнами на крыши домов или стены задворков, с пропитанным каменною пылью, копотью от фабричных труб и разными испарениями воздухом городских улиц, и подышать свежестью полей, бодрительным воздухом гор и моря, отдохнуть от «суеты мирской» в дремотной тени зеленых лесов, «на лоне сельской тишины»... К сожалению, не всякому доступно удовлетворение такого стремления: кому это оказывается, не по средствам, для кого невозможно из необходимости, по роду занятий, оставаться в городе. Особенно печально, когда, вследствие подобных семейных условий, лишаются возможности подышать свежим воздухом полей и лесов в течение летнего отдыха от своих школьных занятий дети: в пору роста организма непосредственное общение с матерью-природою имеет значение особенно важного условия нормального физического развития, и возможность провести некоторое время вне узких рамок разных условностей городской жизни способствует расширению миросозерцания, оказывает благотворное влияние на детскую душу в смысле умственного и морального развития. «Делайте ваших детей хоть на время мужиками, — говорил Мирабо, обращаясь к французской буржуазии, — и от этого вы увидите лишь одну пользу». Между тем, по статистическим данным, добытым в среде учащихся в низших городских училищах за-границею немецким ученым К. Ланге, в Петербурге известным педагогом И. H. Михайловым, около 80% городских детей не имеет представления о восходе и заходе солнца, около 40% не видит ни душистых лугов, ни волнующихся нив, ни тенистых зеленых лесов... Не многим лучше обстоит дело и в нашей средней школе, где обучаются дети из более обстоятельных семей: и здесь на уроках родного языка приходится нередко с прискорбием наблюдать, что большая часть художественных описаний природы наших поэтов и писателей — для учащейся детворы одни красивые, звучные слова, очень мало говорящие уму и сердцу... За границею значение такого положения дела, если не особенно давно, то уже в полной мере оценено в ряду прочих наличных запросов современной общественной жизни: чтобы дать возможность детям, которые, без содействия общества, вынуждены были бы, по семейным условиям, оставаться безвыездно в городе, провести летние месяцы на чистом и свежем деревенском воздухе, в Германии имеется более полутораста школьных дач, где находят приют на лето ежегодно до 30 тысяч слишком детей, в Англии насчитывается более 300 школьных дач, и один Лондон высылает ежегодно до 25 1/2 тысяч детей на чистый воздух полей и лесов [И. Пиотровский, "Летние школьные дачи", С.-Петербургские Ведомости 17-го мая 1901 г. - прим. авт.]; цифры эти получают тем большее значение, как показатель общественного внимания к предметам, что первая школьная дача была устроена пастором Бионом в окрестностях Цюриха всего двадцать пять лет тому назад (в настоящее время в Швейцарии уже 26 городов имеют школьные летние колонии и высылают ежегодно на свежий деревенский воздух около 4.000 детей). В Дании существует Общество, имеющее специальною целью бесплатное помещение детей, нуждающихся в данном случае в общественной помощи, на летние месяцы по селам и помещичьим мызам, и один Копенгаген высылает, благодаря этому, около двадцати тысяч детей для летнего отдыха за город. У нас, даже если принять во внимание сравнительно меньшую, чем на Западе, степень развития городской жизни, дело находится еще в зачаточном состоянии, хотя со времени возникновения первых опытов в данном направлении, — основания, по почину доктора Криче, Общества школьных дач и появления летних колоний в Варшаве в 1881 году, — прошло также уже около двадцати лет: в Варшаве, правда, существует в настоящую пору до 26 летних школьных дач, на которых находят себе приют ежегодно до 4.000 детей, но Петербург высылает до сих пор всего лишь около тысячи детей, а Москва лишь около шестисот человек [И. Пиотровский, там же. - прим. авт.]: конечно, это не более, как капля в море действительных наличных потребностей. Поэтому всякое новое явление в данной области не может не привлекать к себе общественного внимания и живого сочувствия.

Церковь
в Перкъярви

25-го мая состоялось открытие новой школьной дачи и освящение устроенной при ней церкви во имя преподобного Сергия Радонежского близ станции Перкиярви Финляндской железной дороги. Освящение нового храма совершил прибывший для того, по приглашению устроителей дачи, из Выборга высокопреосвященный Николай, архиепископ финляндский, в сослужении законоучителей 1-го реального училища и других духовных лиц, прибывших на торжество из Петербурга. Пел хор учеников 1-го реального училища. Высокопреосвященный Николай сказал слово, в котором, между прочим, указал на особенно важное значение нового храма по местным условиям края1. Дача устроена для учащихся в 1-м реальном училище Братством святителя Иннокентия, состоящим при церкви училища, на участке земли (около 4 десятин), пожертвованном Братству для настоящего доброго дела А. И. Сент-Илер. Братство имеет уже одну школьную дачу в с. Ветринке, в Новгородской губернии, на участке земли, пожертвованном для этой цели г. Славяниновым. Постройки новой дачи Братства находятся в десяти минутах ходьбы от станции и расположены в сосновом лесу, недалеко от красивого озера, — пейзаж обычный финляндский, несколько угрюмый, монотонный, но местность сухая, здоровая. Вновь выстроенная дача представляет деревянный одноэтажный дом с верандою и может с удобством вместить в своих стенах до 20 воспитанииков; в нем, кроме нескольких мелких комнат и кухни, имеется просторная спальня, в 7 окон, и светлая, просторная столовая. В некотором расстоянии возводится недостроенный пока еще двухэтажный дом с помещениями для воспитателя, священника и лазарета; кроме того, нынешним-же еще летом предполагается выстроить для дачников баню. Особо от этих зданий выстроена церковь с колокольнею, деревянная, крытая оцинкованным железом, небольшая, но красивая снаружи и просторная и светлая внутри; обстановка ее видимо была предметом попечения верующего сердца и заботливой руки: иконостас белый с золотом; медальоны с изображениями евангелистов на царских вратах, уступленных в дар новой церкви, благодаря участию в деле протоиерея А. И. Сперанского, причтом Смоленского кладбища, где они находились без приложения, привлекают внимание незаурядною живописью (говорят, они принадлежат кисти покойного Боголюбова); запрестольный образ, писанный художником С. И. Caдиковым, представляет копию с известного образа Богоматери Васнецова в Киевском Владимирском соборе... Материал для постройки церкви большею частью пожертвован разными благотворителями; стоимость ее исчисляется, приблизительно, в 10 тысяч рублей. В дополнение к разным материальным и денежным пожертвованиям, Братством св. Иннокентия с своей стороны затрачено на устройство дачи около шести тысяч рублей. Все дачные постройки производились под безвозмездным наблюдением архитектора С. И. Андреева, при живом деятельном участии Совета и членов Братства св. Иннокентия: А. И. Сент-Илер, В. Л. Билибиной, С. К. Садикова и др. и директора 1-го реального училища, Н. И. Билибина. Нельзя не приветствовать с чувством живейшей признательности бескорыстных тружеников-устроителей доброго дела на пользу детей, - этого «будущего человечества», по выражению Достоевского.

Г. К.

Примечания