Куоккала (Репино) Волость Терийоки Курортный район Усадьба "Пенаты"

Пенаты и И. Е. Репин на фотографиях из дореволюционной прессы

6. Сербский посланник Новакович, его сын, В. В. Стасов, Максим Горький, И. Е. Репин

Сербский посланник Новакович, его сын, В. В. Стасов, Максим Горький, И. Е. Репин

Фотография из журнала Огонек, 21 февраля (6 марта) 1909 года, №8

Общая информация

В этом альбоме собраны фотографии, относящиеся к репинским "Пенатам" и опубликованные в различных дореволюционных периодических изданиях.

Цитаты

  • В студии И. Е. Репина (Огонек, 30 марта (12 апреля) 1908 года, №13)
    Несколько слов относительно выставок, набросанных рукою знаменитого художника, взволновали всех представителей нашего искусства. Сила выражения, присущая кисти И. Е. Репина, как бы передалась его перу. Желая выяснить в личной беседе некоторые недомолвки напечатанного в «Огоньке» афоризма, мы направились в Куоккалу, куда удалился И. Е. Репин, после ухода из Академии Художеств...[читать дальше]
  • Как проводят лето художники и артисты (Огонек, 12 (25) сентября 1909 года, №37)
    И. Е. Репин только по воскресеньям позволяет себе отдых. Своеобразно и симпатично проходят эти летние воскресенья на даче "Пенаты".

    "Наша прислуга, - пишет И. Е., - по воскресеньям в отпуску - тут же в саду гулянья.

    На кооперации можно пить сколько угодно чаю (стоит 1 копейка, 1 копейка сахар и копейка кусок ситного), если не поспесивитесь, то подкрепиться можете.

    Увидите танцы под гармонику, песни с балалайками и сапожное дело (урок желающим).

    Вообще это симпатично. Происходит от 4 до 7 часов, когда со знаменем "кооперация" и со звоном в там-там публика провожается нами из сада.

    В этих собраниях трудящихся людей для меня было новостью, как живы в их чувствах все события последней войны и освободительного движения и пр. Все воспето фабричным людом, начиная с буров, - Цусима и все события, даже в выдающихся лицах министров и др.

    Также воспеты нравы купцов, молодых влюбленных и т.д., все поется с захватывающим пафосом и с большою серьезностью. Девицы, молодые мальчики, все так твердо знают и так - от всего сердца - подхватывают!

    И понял я здесь впервые, что это русский народ. И этот центр, ключ горячей жизни, бьет в сердце презираемого фабричного люда, прислуги, и у рабочих артелей плотников, землекопов и т.д. Надо правду сказать, и по костюму, и по стилю стихов здесь царит антихудожественность и безвкусие, хорошо уже давно осмеянное. Но "из под смеха люди живут"...

    Каким пылким огнем горят их глаза и какой непримиримой энергией дрожат их скулы!.."

    Страстный, увлекающийся художник, И. Е. отдает много души и нервов своей кооперации. Два альбома зарисованы типами его воскресных гостей.
  • Как обедают у проф. И. Е. Репина (Огонек, 19 февраля (4 марта) 1911 года, №8)
    [...]И вот, после долгих проб разных систем и их усовершенствований, возник большой круглый стол, на двадцать персон. Первый круг стола, в поларшина ширины, укреплен неподвижно на солидных четырех ногах, которые удалены вглубь, под стол, чтобы они не задевали коленей обедающих. В ящики, размещенные под столешницей, ставят грязную посуду, чтобы она не оскорбляла зрения во время обеда. Неподвижная часть стола уставлена приборами, солонками, бумажными салфетками и всем, необходимым для обедающего. Средина стола движется вправо, влево, по желанию сидящих за столом, при помощи металлических ручек у края двигающегося круга. Стоит потянуть за эти ручки — и можно достать самому все, что хочешь. Нет нужды не только в прислуге, но и в скучном «передавании» и зачастую назойливом «угощении» хозяйки....[читать дальше]