Документы и материалы

Тематический указатель

Выборгская наступательная операция

Газета "Красная звезда" о Выборгской операции 1944 года

Предыдущий день | Следующий день | Календарь: июня 1944 года

В этом разделе собраны репортажи, публиковавшиеся в газете "Красная звезда" в июне 1944 года и посвященные советскому наступлению на Карельском перешейке в ходе Выборгской операции. Материалы сгруппированы по дням их публикации. Приводятся также фотографии, печатавшиеся в газете. См. также подборку сводок Советского Информбюро, а также материалы газеты "Известия" и газеты "На страже Родины" (Ленинградский фронт) за этот период.

Красная звезда, 15 июня 1944 года

Источник: Красная звезда, 15 июня 1944 года, № 141 (5821)

На Карельском перешейке

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 14 июня. (По телеграфу от наш. корр.). Войска Ленинградского фронта, действующие на Карельском перешейке, продолжают вести наступательные бои. Преодолевая сопротивление противника, наши части вновь заняли сегодня ряд опорных пунктов, сильно укрепленных финнами. Эти очаги сопротивления противника, расположенные на высотах и в населенных пунктах, были сильно насыщены огневыми средствами, имели немало дзотов и дотов. Однако интенсивный, умело нацеленный огонь и смелые атаки наступающих позволили им добиться успеха.

На правом участке, наступления, наши войска вступили сейчас в полосу особенно большого количества озер, рек и болот. Дорог здесь очень мало. Финны, пытаясь задержать продвижение наших частей, устраивают множество различных заграждений: завалов, минных полей и т. п. Наша пехота успешно преодолевает все эти препятствия. Бойцы заранее были обучены саперному делу, и теперь эти знания пригодились. Зачастую вражеские заграждения преодолеваются без помощи сапер.

На этом участке фронта редки населенные пункты, причем все они приспособлены к обороне финнами. Сегодня N часть вела бой за одно из таких селений. Здесь у финнов были подготовлены довольно прочные оборонительные сооружения: построены дзоты, вырыты окопы полного профиля, в лесу расчищены секторы для обстрела. Наступающие части обошли населенный пункт с двух сторон и затем штурмовали его при поддержке массированного огня артиллерии и минометов. Финский гарнизон в большинстве своем был уничтожен. Кроме того, наши части заняли здесь сильно укрепленный пункт Корпикюля и ряд других.

На левом фланге после артиллерийской и авиационной обработки позиций неприятеля наступающие отбили у финнов важный в тактическом отношении опорный пункт. Он также был захвачен в итоге умелого обходного маневра. Здесь оказалось много железобетонных сооружений. На этом же участке фронта наши войска форсировали небольшую реку, противоположный берег которой был сильно укреплен финнами.

Необходимо вновь отметить отличные действия советских артиллеристов, оказывающих неоценимую помощь наступающей пехоте и танкам, несмотря на крайне тяжелые условия местности. Чтобы перебазировать большие массы артиллерии по сильно пересеченным участкам местности при ограниченном количестве дорог, потребовалось большое напряжение. Во многих местах, чтобы обеспечить прохождение артиллерии, особенно тяжелых систем, пришлось строить специальные об'ездные пути, прокладывать новые дороги в лесу. Но какие бы трудности ни встречались на пути, артиллеристы успешно справлялись с ними и вовремя открывали огонь для поддержки наступающей пехоты.

Батальон майора Ушатова встретил сильное сопротивление противника, обороняющего высоты и населенный пункт. У финнов было здесь несколько долговременных сооружений. Высоты и населенный пункт были буквально опутаны проволокой. Стало ясно, что без мощного артиллерийского воздействия на оборону неприятеля опорный пункт взять не удастся. Командир батальона вызвал артиллерийский огонь. Несколько десятков орудий обрушило свои снаряды на укрепления противника. После короткой, но мощной артиллерийской подготовки ринулась в атаку пехота, которая завершила разгром вражеского опорного пункта.

Майор И. ГАГЛОВ.

Захват плацдарма
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Моложавый офицер с заметно впалыми щеками и красными от долгой бессонницы глазами сидел на траве и вслушивался в гул близкого боя. Это был капитан Иван Гробов. Его батальон расположился здесь, в перелеске, на короткий отдых.

Был ранний час утра. Земля дымилась легким белым туманом. Когда расположенная позади батальона пушечная батарея давала залп, с деревьев падали холодные капли росы. В утреннем воздухе все звуки разносились далеко и слышались отчетливо. То отрывисто сухими, то гулкими, раскатистыми были выстрелы наших орудий. Можно было даже определить калибры стреляющих батарей. Разрывы сливались в общий рокочущий гул по всему участку наступления.

— А в центре стало глуше. Продвинулись, — сказал капитан, не скрывая волнения, словно это его батальон шел там. вдоль шоссе, за огневым валом.

Капитан Гробов уже много не спал. Он руководил атакой батальона, вбив клин в оборону противника, и потом долго, до перехода в наступление всей части, отбивался от финнов. Но теперь трудно было поверить, что этот офицер только что покинул поле сражения. Он уже успел счистить с гимнастерки липкую траншейную глину и каким-то чудом сумел даже побриться. Быть может, эта последняя деталь ярче всего говорит о характере Гробова — опытного кадрового офицера, прошедшего суровую трехлетнюю школу войны, большие и малые дела которого отмечены печатью воинской культуры.

...В разгар разрушительной работы нашей артиллерии батальон капитана Гробова находился в ста метрах от финских траншей. С потолка блиндажа на карту командира тонкой струйкой сыпался песок, и весь командный пункт словно колыхался от близких ударов наших тяжелых снарядов и авиабомб. Вся подготовка к бою в батальоне была давно закончена. Траншеи, вырытые в течение нескольких суток под финским огнем, вывели батальон к самой проволоке противника. Наблюдателями с разных точек был изучен до мельчайших подробностей финский опорпый пункт. Тщательная тренировка бойцов, в которую Гробов вложил всю свою душу, обещала успех. Теперь капитан разглядывал карту и ждал сигнала.

Артиллерийская подготовка была короткой. Переноса огня в обычном смысле этого слова совсем не было. Огонь артиллерии начал медленно сползать с первой финской траншеи на вторую. Делалось это постепенно, и совершенно незаметно для противника. Артиллеристы увеличивали прицелы на одно—два деления. Стрелки в это время вели по переднему краю самый активный огонь из всех автоматов, винтовок, пулеметов, буквально заливая свинцом передние траншеи финнов. Когда снаряды, только что громившие первую финскую траншею, стали падать на полсотни метров дальше, словно выросли из земли цепи атакующих красноармейцев.

Финны успели дать по атакующим лишь несколько очередей. Батальон был у самой стены своего огня. Стрелки на ходу швыряли в траншею ручные гранаты.

Всё делалось с поразительной точностью, быстротой, сработанностью. Поравнялись с пехотинцами наши танки, вырвавшиеся откуда-то из тыла. Люди и боевые машины стремительно шли вперед, и короткий промежуток между ними и нашим огнем не сокращался и не увеличивался. Огневой вал плавно и равномерно шел впереди наступающих.

Первые траншеи были завалены землей. Произошла короткая рукошашная схватка, и наши бойцы опять побежали вперед. Несколько стрелков и пулеметчиков осталось в траншее, подготовившись к отражению возможных контратак. Пехотинцы еще не успели занять вторую траншею, а к ним на помошь уже спешили артиллеристы. Чернявый артиллерийский офицер Сибиряков вел к месту боя два своих орудия, которые несли на руках его бойцы. Обгоняя пушки лейтенанта Сибирякова, неслись бешеным карьером по изрытому воронками полю конные упряжет лейтенанта Чагина. Сделав перед второй финской траншеей заезд влево, артиллеристы отцепили пушки и конные упряжки на галопе, понеслись в тыл.

Пушки оказались на месте весьма кстати. Из-за второй траншеи неожиданно ударило прямой наводкой финское орудие. Наши артиллеристы разбили его со второго выстрела. Ободренные близкими голосами своих орудий, стрелки уже вышибали финнов из третьей траншеи.

По всему участку атаки батальона густо ложились финские мины и снаряды. Командира второй роты лейтенанта Николая Сергеева и его связного завалило землей. Офицера и бойца немедленно откопали. Оба оказались невредимыми, только дышали тяжело и прерывисто. Ранило пулеметчика Ситникова, стрелка Скворцова, но они остались в строю.

Весь бой длился ровно десять минут. За это время батальон прошел 800 метров,занял три линии траншей и противотанковый ров финнов. Он косым клином врезался в финскую оборону, и на его левом фланге в перехваченных траншеях осталось подразделение вражеских солдат. Оттуда вскоре начали приводить пленных. Капитан Гробов отправил в тыл 16 финнов и среди них одного офицера. На занятой батальоном территории остались финские орудия, пулеметы, зенитная установка, продовольственный и вещевой склады. В одном месте бойцы обнаружили несколько тысяч финских мин. Старший лейтенант Ефимов со своими минометчиками немедленно пустил в ход это вражеское хозяйство. К концу боя его рота выпустила по противнику три тысячи финских мин.

— Как у вас дела? — поочередно осведомлялся капитан Гробов у своих офицеров.

Финны начали контратаку в центре батальона. Их забросали гранатами, встретили ружейным и пулеметным огнем. Тогда они полезли на правый фланг, но и там не добились успеха. Вечером и ночью люди капитана Гробова отбили 12 контратак.

Утром в финский блиндаж, где разместился командный пункт Гробова, вошел высокий, сухощавый капитан с гвардейским значком на гимнастерке.

— Прибыл с задачей принять у вас плацдарм, — сказал он, представившись Гробову.

Когда передача позиций состоялась, капитан Гробов пожелал гвардейцам успеха и направился к генералу, который хотел его видеть.

— Благодарю и поздравляю, — сказал генерал, крепко пожимая руку командиру батальона. — Хорошо воевали, даже очень хорошо. Молодцы!

...Когда мы пришли в батальон капитана Гробова, гул боя уже отдалялся с каждой минутой. Усталые, офицер Гробов и его люди с истинным наслаждением вслушивались в грозную музыку боя, уходящую в глубину перешейка. Успеху этого боя они содействовали своим отличным ратным трудом.

Майор Н. ШВАНКОВ.
КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК, 14 июня. (По телефону).

Предыдущий день | Следующий день | Календарь: июня 1944 года