Населенные пункты

Районы

Волости

г. Кякисалми (Приозерск)

Рождественский Собор в Кексгольме

Ниже приведено описание Рождественского собора в Приозерске из "Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии" - издании, публиковавшемся в нескольких выпусках в 1869-1885 годах. В тексте в квадратных скобках приведены примечания автора описания.

На нашем сайте также представлены описания и других православных церквей Карельского перешейка из этого издания: Выборгский Преображенский собор и приписанные к нему церкви, Райволовская Николаевская церковь, Сретенская церковь в Красном Селе, Новокирхская, Иннокентия, Николаевская церковь, Петропавловская церковь в Сестрорецке.

Рождественский Собор в Кексгольме.

Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии, вып. IV - СПб.: 1875

Кексгольм, уездный город Выборгской губернии, находится в 120-ти верстах от Выборга и в 140 от Петербурга. Название свое он получил от соседнего пролива (Käki salmi), с которым связано следующее предание: "В древности, когда финны, отбиваясь поочередно и от русских и от шведов, начали строить крепость выше нынешнего Кексгольма, на острове Тиурис, то предприятие совершенно им не удавалось: стены обрушивались, рвы засыпались. Между строителями возникли споры и несогласия. Наконец, небесный голос объявил главным распорядителям дела, что работы их на этом месте неугодны богам и что они должны пуститься по реке Вуоксе и плыть по ней до тех пор, пока не услышат крика кукушки; там и построить крепость. Финны исполнили волю богов в точности и пролив, где остановились посланные, назвали, в память события, проливом кукушки (Käki salmi); а на одном из островов его была сооружена крепость". В древние времена крепость эта называлась Корелою: так называли ее русские летописцы; название же Кексгольм есть шведское. Город находится в 3 верстах от Ладожского озера на острове, омываемом Воксою и озером. Длина и ширина острова около 5-ти верст. Высота воды в реке Воксе значительно опустилась в 1858 году, когда, по распоряжению финляндского правительства, прокопали пролив в Кивиниеми и соединили Воксу с Сувандским озером. В городе существует пять продольных улиц и семь поперечных. Домов до 140; жителей - православных и лютеран до 1,050 душ.

Крепостная церковь

Православная церковь существует здесь, вероятно, со времени просвещения карел Христианскою верою, т.е. с XIII века. Но о существовавших, в древнее время, храмах нет никаких сведений. Темна история и той церкви, во имя Рождества Богородицы, которая, за ветхостию, давно закрыта. В клировых ведомостях об этой церкви сказано только: "каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, находящийся в крепости, когда и кем построен, неизвестно". Колокольня при этом храме каменная, купол - деревянный; все здание храма покрыто железом. От слабого ли грунта, или от непрочности фундамента, здание дало несколько трещин на северной стороне, и колокольня, состоящая в связи с храмом, отшатнулась. Причт и прихожане, по должном освидетельствовании храма, просили, в 1836 году, епархиальное начальство позволить им прекратить в храме богослужение и разрешить построение нового каменного храма в самом городе. Разрешение прекратить службу было дано и, в тоже время, указом консистории, от 22 окт. 1836 за № 4,144, приказано, до сооружения нового храма, устроить временную церковь в приличном здании. Для этого, с согласия военного начальства, избрана была одна из зал офицерского флигеля в крепости, где в 1837 году была устроена временная церковь и в нее, из прежнего собора, была внесена вся утварь церковная.

Во временно устроенной церкви служба отправлялась до 1847 года, т.е. до сооружения настоящего храма. Новый нынешний храм построен в средине города, на площади, на сумму, отпущенную из Святейшего Синода, по плану архитектора Висконти.

Рождественский собор

Длина храма с колокольнею 11 сажень и 1 аршин, ширина 5 сажень, высота с куполом 9 сажень. В нем три двери, с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 - между арками и 8 - внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных, при западном входе, и одна железная - в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской. В куполе - на восточной стороне изображен лик Господа Вседержителя, на западной образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах - четыре Евангелиста. Крыльцо храма - из тесаной плиты. Храм окружает деревянная, решетчатая ограда, выкрашенная зеленой краской; длина ее 20 сажень, ширина - 15. Храм и колокольня покрыты железом, которое окрашено медянкой. Храм строил с подряда здешний купец Андрей Васильев Лисицын, под наблюдением архитектора и строительной комиссии, состоявшей из священнослужителей и почетнейших прихожан. Суммы на постройку истрачено 15.657 руб. 14 1/2 коп. серебром.

Храм - однопрестольный, во имя Рождества Богородицы. Освящал его местный причт 11-го Декабря 1847 года. Антиминс его священнодействован Агафангеллом, епископом Ревельским, декабря 20 дня 1859 года и подписан митрополитом Григорием. Выдан в церковь 2-го Августа 1860 года.

В храме достопримечательны следующие предметы: 1) икона нерукотворенного образа Спасителя, в серебряном, позолоченом окладе, весом в 60 золотников. На иконе надпись: "сей образ взят в завоеванном городе Кексгольме в 1710 году, который и найден вовзятие от Шведов внутри вышегорода в палате, в стене каменной". Вышина его 6 1/2 вершков, ширина - 5. 2) Икона Иоанна Богослова и мученицы Анисии, в серебряной ризе в 87 золотников; в нее вделан серебряный крест в два вершка длиною и в нем мощи пророка Авдия, преп. Патапия, Иова многострадального, епископа Мефодия, Бессеребреника Кира и Иакова Алфеова. Длина иконы 7 вершков, ширина - 6; ее пожертвовали наследники петербургской купчихи Анисии Даниловой, по ее завещанию, в 1850 году; 3) Местная икона Спасителя, по правую сторону царских врат, в серебряной ризе с позолоченным венцом, весом в 12 фунтов, 78 золотников. Лик Спасителя чрезвычайно выразителен. 4) Местная икона Смоленской Божией Матери, по левую сторону врат, в серебряной ризе с золоченным венцом, весом в 12 фунтов 78 золотников. Как у этой, так и у прежде упомянутой иконы ризы сделаны находившимся здесь под присмотром сибирским купцом Харитоновым. 5) Евангелие, в лист, печатанное в Москве в 1717 году, в бархатном переплете, обложенное с лицеовой стороны серебряным окладом.

Церковная библиотека состоит из 100 номеров, из коих 63 богослужебные книги, а прочие 37 - духовнонравственного содержания.

Из колоколов - второй, весом в 62 пуда, вылит в Стокгольме и имеет след. надпись: "Anno 1649. Gloria in excelsis Deo. Duxett Gottes Holf. m. Kurken Pudensen me fecit. Stocholmen. Qvis contra nos, si Deus pro nobis".

Метрические книги существуют с 1778 года; но нет их за 1781, 1782, 1785, 1793-95 и 1817 годы.

Причт, по прежнему штату, составляют: протоиерей, священник, диакон, дьячек, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны следующие: 1) Протоиерей Иоанн Кононов, служивший при соборе с 1778 по 1801 год - как показывают метрические книги. 2) Протоиерей Петр Иоаннов, который с 1801 по 1805 год числился при соборе, а служил при церкви св. Троицы в селе Колпине; 3) Протоиерей Петр Амосов, служивший в Сердоболе, а здесь только числившийся с 1805 по 1812 год; 4) Протоиерей Андрей Бедринский, с 1812 до 1814 числившийся здесь, а живший в Петербурге; 5) Протоиерей Петр Турчанинов, числившийся с 1814 по 181 год, но находившийся в Петербурге, при доме Его Высокопреосвященства, до определения его к церкви в больнице бедных в Петербурге. С 1818 по 1824 год протоиерейская вакансия была праздная. С 1824 года вместо протоиереев были старшие священники: 6) Дмитрий Абрюцкий, в 1831 году перешедший в Горный Корпус; 7) Алексей Владыкин, в 1843 году переведенный в Петербург; 8) Иоанн Каченовский, с 1849 года получивший сан протоиерея и умерший в 1863 году. Второе священническое место занимали следующие священники: 9) Федор Музовский, с 1797 по 1830 год, умерший здесь; 10) Александр Лебедев, в 1839 году перешедший в Петербург, в придворное ведомство; 11) Николай Димитриевский, в 1844 году перешел в Нейшлот; 12) Иоанн Максимов, в 1857 году перешедший в Ревель; 13) Симеон Скворцов, в 1858 году перешедший в Нейшлот. Нынешние священники: тот же Скворцов и Василий Ильтонов.

До 1806 года из кексгольмского уездного казначейства выдавалось причту следующее жалованье: обоим священникам по 89 руб. 62 коп. асс.; причетникам по 50 руб. 26 коп., просвирне 25 руб. 62 коп. Диакону не полагалось жалованья; вероятно, он числился на дьяческой вакансии. В 1806 году положено платить причту из финляндских статских (государственных) доходов, через Духовное Правление: протоиерею – 450 руб. асс., священнику – 300, диакону – 225; причетникам по 150 руб., просвирне – 50 руб.; с 2 августа 1823 года – протоиерею 542 руб. 90 коп. сер., священнику – 342 руб. 50 коп., диакону – 257 руб. 20 коп. Этот штат сохраняется и до ныне.

Доходов получается до 600 рублей в год на весь причт. Из них священники получают по 180-ти рублей, диакон – 120, причетники по 60-ти. При постоянно возрастающей дороговизне, этих средств нельзя считать достаточными, тем более, что причты, не имея квартир от церкви, должны нанимать квартиры от себя. А так как город не велик и жители строят дома, большею частию, для самих себя, то на наем квартиры требуется большая сумма. В настоящее время, впрочем, у священников имеются собственные дома; один дьячек помещается в доме, перешедшем к нему по наследству; остальные члены причта квартиры себе нанимают.

Причт кексгольмского собора, в древние времена, до 1764 года, подчинялся архиепископу новгородскому, которого викарий даже носил титул епископа корельского или кексгольмского. С 1764 года причт здешний подчинен епархиальному начальству С.-Петербургскому.

Прихожане здешнего собора состоят из коренных обывателей города – частью постоянных финляндских подданных, частью временно пребывающих подданных Российской Империи. Коренные жители, почти все, переселенцы из Олонецкой и Архангельской губерний, особенно же с Корельского берега Ладожского озера. Все они говорят по-фински и по-русски, часто смешивая русские слова и формы с финскими. Некоторые говорят по-шведски и по-немецки. Всех прихожан мужеска и женска пола до 600 душ.

Прихожане – купцы занимаются торговлей, а мещане и крестьяне рыбной ловлей на Ладожском озере. Торговлю оживляют ярмарки, которых бывает две: одна в феврале месяце, а другая в сентябре. В зимнюю ярмарку привозится соленая и свежая рыба, деревянная и фаянсовая посуда, сани и конская сбруя. В осеннюю – ягоды, коровье масло и овечья шерсть. Крестьяне здесь занимаются меною лошадей. Местные купцы торгуют своим товаром, предметами для одежды, пищи и питья. Разноска и развозка товаров внутри уезда, по существующим законам, запрещена.

Раскольников в приходе нет.

Прихожане большей частью грамотны; не грамотные есть между старыми людьми. Школ в городе три: 1) низшее элементарное училище для мальчиков православных и лютеран, помещается в доме, нанимаемом от казны. Учащие получают жалованье из Выборгского казначейства. 2) Училище для девочек лютеранских и православных бедных родителей: оно помещается в частном доме, нанимаемом на проценты с суммы, пожертвованной благотворителями. 3) Училище для обучения детей обоего пола православного исповедания; открыто в ноябре 1861 года. За преподавание в городских элементарных школах назначено платить законоучителю 115 р. сер. в год, из Выборгского казначейства; но денег не выдается потому, что в этих школах нет ни одного русского ученика. Русские, желающие учиться Закону Божию, ходят к священнику на дом. Родители православные не отдают своих детей в городские школы, вероятно, потому, что там по-русски не учат вовсе и все предметы преподаются по-шведски, или по-фински.

Прихожане соблюдают уставы церкви: в храм Божий, по воскресным дням, ходит половина, а в праздник – все. Особенно празднуется только храмовой праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Крестных ходов бывает два – в Гаминовскую часовню: в Духов день и в праздник Покрова. Учреждены эти крестные ходы по следующим обстоятельствам: в этой часовне. Устроенной в 1740-м году, есть икона Богородицы, называемся иконою "похвалы Богородицы". Обыватели города издавна чествовали эту икону и служили пред нею молебны небесной заступнице. Во время первой холеры, 1831 года, граждане прибегли опять к заступлению Богородицы и решили умолять Ее пред той же, находящейся в часовне, иконой. В один из воскресных дней, пред литургией, икону принесли в собор, а после литургии совершили, пред иконой, молебен с водоосвящением. После молебна, с иконой Похвалы и с крестами и хоругвями, обошли вокруг всего города и по улицам отправляли молебное пение. Крестный ход совершался в три следующие Воскресения. И заступничеством Богоматери в Кексгольме не только никто не умер холерой, но даже не было и заболевших. В память этого благодатного заступничества, граждане, с разрешения начальства, в 1832 году, учредили совершать крестный ход, ежегодно в Духов день, как день праздничный, и особенно такой, в который, в первый раз по очищении Ладожского озера от льда, начинается плавание по озеру. Во время молебствия, сопровождающего крестный ход, кроме благодарения Богородице за спасение от холеры, испрашивается также помощь Божия всем, плавающим по бурному озеру.

Другой крестный ход, в праздник Покрова, стоит также в связи с плаванием по озеру. В этот раз благодарят за помощь всем ездившим по озеру, так как со дня Покрова плавание по озеру, вследствие частых и сильных бурь, становится почти невозможным.

Обычаи прихожан при свадьбах, крестинах и пр. не представляют никаких особенностей. Церемоний, освященных веками не соблюдается; примет и суеверных обычаев, примешиваемых, в других приходах, к обрядам церковным и истинам веры, не замечается вовсе. За то все, что требуется уставом церкви, соблюдается с искренним благовением: больных непременно напутствуют Св. Тайнами и Соборованием; над всеми почти священник, пред смертью ,читает отходную. При выносе умершего в церковь причитаний никаких не бывает. Поминовение умерших в 9-й, 20-й, 40-й и в день кончины непременно соблюдается: у богатых оно сопровождается поминальным обедом и угощением нищих.

Дни страстной седмицы прихожане проводят в усердном посещении храма, в строгом посте и большая часть в эти дни говеют и причащаются. К празднику Пасхи прихожане чисто моют свои комнаты, свою посуду и мебель. Накануне пасхи, с 9-ти часов вечера, прихожане собираются в церковь слушать чтение деяний Апостольских. В самый праздник принимают священника с крестом и пением пасхальных стихир. В Рождественский сочельник все бывают в церкви, а в самый праздник также поддерживается обычай славленья. Святки проводят тихо, без пьянства: собираясь друг к другу в гости, проводят время в беседах, танцах и угощении; гулянья по улицам с песнями и музыкой не бывает. Такой характер праздничной жизни здешних обывателей православных обуславливается частью соседством лютеран, мирно проводящих свои праздники, частью законами Финляндии и распоряжениями местной полиции, которая шум и уличное веселье всячески преследует.

Обычай веселиться и сожигать костры накануне дня Ивана Купалы поддерживается только среди финнов, живущих по окраинам города. На этот праздник ходят некоторые и из городских обывателей, но деятельного в этом участия они не принимают.

Нравственность прихожан вполне заслуживает похвалы. Грубых пороков, как то воровства, пьянства и распутства не слышно вовсе. Есть семейства, отличающиеся искренним благочестием и усердным исполнением уставов церкви.

Приписных или домовых церквей в приходе не существует. Кроме упраздненной, описанной выше, церкви Рождества Богородицы, была еще полковая церковь. Она стояла близ полкового дома, в котором ныне помещается городовой магистрат. Место, где был храм, ничем не застроено и только на месте престола поставлен большой деревянный крест, обнесенный деревянной решеткой. Какому полку принадлежал храм, в чье имя и когда построен когда упразднен и на что употреблены строительные материалы, об этом нет никаких сведений.

Православное кладбище расположено вне города, в полуторах верстах от собора. Прежде этого кладбища было другое, в самой середине настоящего города. Что было здесь кладбище, об этом, кроме предания народного, свидетельствует то обстоятельство, что при копании рвов для разных построек, случалось находить человеческие кости. Нынешнее кладбище длиною в 52 сажени, шириною в 50 сажень. Оно обнесено, со всех сторон, каменною из булыжника оградою. Судя по надписям на памятниках, кладбищу этому более 100 лет. Лучшие памятники принадлежат могилам умерших здесь купцов Бояринова, Лисицына, Андреева и Каннина.

Часовен две, обе на берегу Вуоксы, при впадении ее в Ладожское озеро. Одна древняя, близь старой городской пристани, другая новая близь новой пристани. Первая построена радениям православных обывателей Кексгольма и еще секунд-майора Кексгольмского полка Якова Яковлевича в 1740 году, о чем свидетельствует надпись на доске, бывшей прежде под иконостасом часовни, а ныне хранящейся в церковном архиве. До 1757 года в этой часовне был только один большой деревянный крест из соснового дерева. Находящаяся на кресте надпись может быть прочитана только археологами, знающими способ древнего, под титлами, славянского письма. В этой надписи буква означает целое слово. Так К означает копие, Т трость, Г. А. голова Адама, Г. Г. гора Голгофа. Крест этот сделан в Валаамской обители, вероятно по просьбе лиц, строивших часовню в 1740 году, как показывает надпись на нижнем конце креста. В 1757 году, по радению тех же строителей, часовня была украшена 4 образами, на которых написаны лики: Богородицы, Марии Магдалины, царицы Елены и Ольги, Иоанна Богослова, Лонгина сотника и царя Константина. Образа были поставлены по сторонам креста. Важнейшими в этой часовне образами были: образ Похвалы пресвятой Богородицы и образ Софии Премудрости Божией. В образе "похвалы" та особенность, что предвечный младенец написан сидящим не на руках Пречистой Матери, а на седалище, подле левой руки, и кроме того как Богородица, так и Иисус Христос имеют руки, сложенные на благословение. По сторонам лика Божией Матери изображены разные предметы, упоминаемые в акафисте в похвалу Пресвятыя Девы Марии. На иконе Софии премудрости Божией, Иисус Христос изображен сидящим на престоле с предстоящими Богородицею и Иоанном Предтечею. Все эти четыре образа писаны на дереве иконописцами валаамскими. Украшенная таким образом часовня 65 лет стояла на берегу, у самой пристани. В наводнение, бывшее между 1805 и 1809 годами, вода подмыла часовню и часовня покривилась на бок. Тогда прихожане, из опасения будущих наводнений, перенесли часовню на другое, более возвышенное место. Но и эта древняя часовня ныне закрыта, а иконы и крест перенесены в новую часовню, устроенную близь новой пристани. Об этой часовне сведения следующия:

С 1860-го года, кроме жителей города, часовню стали посещать едущие на пароходе Валамо из Петербурга на Валаам богомольцы и служить здесь молебны пред образом Похвалы Пресвятой Богородицы; многие желавшие молиться, стояли, по тесноте часовни, вне ея. А другие, по отдаленности от пристани, по краткости пребывания здесь парохода, не успевали приложиться к иконе. Эти два обстоятельства, а равно и ветхость часовни обратили на себя внимание причта и церковного старосты, купца Николая Лисицина. Когда в 1862 году был в Кексгольме пороховской потомственный почетный гражданин, Григорий Михайлович Петров, то Лисицин, племянник его и причт просили его помочь устроению новой часовни, ближе к пристани, при чем представил и план новой часовни. На прошении Его Высокопреосвященство написал: "1862 года ноября 13 дня Благочинному и местному причту допустить к постройке часовни, по утвержденному мною плану, под наблюдением церковного старосты Николая Лисицына". В следствие сего разрешения, весною 1863 года, в четверг на пасхальной неделе, освящено было причтом, при стечении православных обывателей города, избранное для постройки часовни место, а затем вскоре было приступлено и к самому построению ея. В половине июля месяца, в том году, часовня эта совершенно была отстроена, и 22-го июля в день св. Марии Магдалины и тезоименитства Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны, освящена была соборными священно-церковно-служителями, в присутствии прихожан и соорудителя ея. В часовне сей всех икон кроме креста, десять: четыре иконы из прежней часовни, три иконы и живописное Распятие Господа Иисуса Христа – из прежнего храма; две иконы написаны вновь. Прежние иконы все поновлены. На образе Похвалы Пресвятыя Богородицы, глава Божией Матери и глава Спасителя украшены серебряными венцами; пред каждой иконой – лампада апплике с жестяною свечею. Все это, а равно и два, вновь написанные, образа устроены на сумму, пожертвованную тем же благотворителем Петровым. Со времени освящения часовни, каждый раз, по прибытии парохода, соборные священно и церковнослужители отправляют в ней молебное пение Господу Иисусу Христу и Божией Матери, с водоосвящением и чтением прошений и молитв о благополучном плавании следующих на пароходе Валамо, - и всех, плавающих по водам бурного Ладожского озера.

В народе, населяющем Кексгольм, существует предание о карельском витязе Валите, предание, связанное с именем церкви Спаса в Кексгольме. Подробности предания мы заимствуем из энциклопедического лексикона, под словом “Валит”. Там сказано: “предание о Валите русские узнали в 1592-м году, в бытность в Коле князя Семена Звенигородского и Григория Васильева, для означения точных пределов между владениями русскими и тогдашними датскими. В памяти лапландских старожилов сохранилось, что когда-то, в Кореле или Кексгольме, жил знаменитый Валит или Валерт, данник великого Новгорода, человек необычайной храбрости и силы. За господство над Лапландиею он имел войну с норвежцами, разбил их и, на месте победы, в память векам, положил своими руками огромный камень, в вышину более сажени, сделал вокруг него твердую ограду в 12 стен и дал ей имя – Вавилон. Камень этот называется Валитовым. Такая же ограда существовала на месте Кольского острога. Известны еще в Лапландии губа Валитова, и городище Валитово среди острова, или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь карельский”. Где была церковь Спаса, и какая она была, об этом ни в преданиях здешних старожилов, ни в письменных актах никаких сведений не сохранилось.

Во ста саженях от настоящего города, к югу, на двух островах обсохшей ныне реки Вуоксы [Река Вуокса обмелела и, во многих притоках высохла в 1858 году, когда был прорыт кивиниемский перешеек, отделявший Вуоксу от Суванды. Где прежде, в Кексгольме, был перевоз, там теперь мост, а в Кивиниеми, где было сухопутное сообщение, там ныне перевоз. Соединением Вуоксы с Сувандой имели в виду увеличить пространство земли, удобной для посева и для лугов.] в порогах ее есть две деревянные крепости, одна другой более и длиннее. Время построения их определить с точностью трудно. Меньшая из них, расположенная на юг, построена, как полагают, шведами в 1294 году. Об этом Стриттер, в истории своей, говорит так: “Шведы, под предводительством полководца своего Сиггелака [У Карамзина витязь Сигге, Далина Sigge Lake Карамз. Т. IV, гл. VI п. 195], появились в 1294 году с войском в Карелии и построили вновь город Кексгольм, вместо разоренного россиянами, вероятно в 1277 году при великом князе Дмитрии Александровиче, который, как говорит тот же историк (стр. 153), с суздальскими своими войсками и новгородцами, предпринял поход на корелов, которые, по видимому, противились его власти, сильно опустошил их землю и возвратился с множеством пленных и знатною добычею (история Стриттера часть II, стр. 153; 186-7; Сиб. 1801). Эта, вновь построенная крепость Кексгольм, после сильного сопротивления коменданта ее Сигге-Лака, была, в 1295 году, снова взята россиянами, а шведское войско, при вылазке, было совершенно изрублено. (Тамже, стр. 187). Вторая крепость, большая первой и бывшая ближе к северному берегу реки Вуоксы, также находящаяся на острове, построена, вероятно, русскими в 1311 году, как это можно заключить из приведенной Стриттером выписки из новгородской летописи, которая в примечании изложена им так: “ходиша новгородцы в ладьях и лайбах в озеро и идоша в реку Узьерву [Узьерва или Узерва. тоже, что Вуокса Карамз. Т. IV пр. 214.] и срубиша город на празе нов, ветхий сметавше (тамже, стр. 203). Под этой рекой, согласно сделанным в жизнеописании преподобного Арсения коневского замечанием о городе Кореле на реке Узьерве, должно разуметь нынешнюю реку Вуоксу, которая, действительно, имела сильные пороги вблизи крепости. Под городом же нужно разуметь вышеупомянутую крепост, что подтверждают слова того же историка на стр. 212 и 213. “В 1314 году, говорит Стриттер, в Кексгольме было российское оберегательное войско, которое все, в том году, изрубили карелы и шведы, желая свергнуть иго российского подданства; а новгородцы, узнав об этом, в том же году, в свою очередь, побили шведов, а корелов опять привели в подданство.” Теже самые годы построения обеих крепостей указаны в краткой истории на шведском языке (соч. Гельстрема, печат. В Гельсингфорсе 1858). Нужно полагать, что обе эти крепости строены попеременно и русскими и шведами, и с 1293 по 1710 год поочередно переходили из рук в руки, пока наконец Император Петр Великий, в 1709 году, победив шведов под Полтавой, навсегда возвратил России отнятые шведами Ингерманландию и Карелию. Обе эти крепости, с основания своего до половины, построены из ломаного дикого камня и плоского булыжника, с половины до верха выкладены дерновыми пластинами по обе стороны, с землею по средине. В ближайшей к берегу и городу крепости – 8 каменных зданий: три двух-этажных, четыре одно-этажных и православная упраздненная церковь; четверо ворот на четыре стороны, северную, южную, восточную и западную. Двои из них обиты шведскими железными латами, как трофеями побед. В настоящее время в крепости нет ни одного человека из гарнизона. Здания ее, годные к употреблению, заняты ныне финскими уголовными арестантами и их караульными сторожами, смотрителем и пастором. Зданий же, годных к употреблению, остается два двух-этажных и два одно-этажных; прочие, за ветхостию, стоят праздными. Кроме сих зданий находятся в ней хлебный, новый, каменный магазин, четыре пороховых погреба и кузница из плиты, с каменными сводами, покрытыми дерном. Посреди крепости, с запада на восток, вырыт канал, с обеих сторон обложенный диким нетесанным камнем. Канал этот, сделанный на полтора аршина ниже бывшей в реке Вуоксе воды, был наполнен чистой, быстро текущей водой, до прорытия перешейка из Кивиниеми. Ныне он сух. В другой крепости, находящейся также на острове, построена круглая башня с семью казематами. В нее ведут одни ворота с севера. Рассказывают, что в этих казематах, в числе главных и секретных арестантов, жили дочери Пугачева, которые получали от казны содержание и пользовались особенной против других, свободой и умерли в глубокой старости.

Эти ли две крепости составляли древний Кексгольм, или он был вблизи их и состоял из отдельных домов и зданий – и находился ли на месте нынешнего Кексгольма, определить трудно. Но известно, что город этот, называемый в древности Свиягородом (свейским городом), Карелою, Карелогородом и Кексгольмом, по взятии его, в 1611 году, шведами, когда по Столбовскому миру, Ингерманландия и Карелия достались Швеции, получил в 1617 году городские привилегии от шведского правительства и, с того времени, как во время подданства Швеции, так и по возвращении всей Карелии России в 1709 году, имел, и ныне имеет их и состоит в 3 классе.

В пяти верстах от крепости и от нынешнего города к северу, был в 1812 году устроен русскими редут, на берегу рукава Вуоксы. Основание его сделано из нетесанного камня, а верх – из дерновых пластин. Зданий в нем нет и не было. Редут этот, как и крепость, упразднен.

К востоку от крепости и города находится большое Гаминовское поле, имеющее в длину полторы версты, а в ширину – 300 сажень. Поверхность его выровнена как парад. На этом поле, в бытность здесть разных русских войск до 1812 года и в последующее, после 1812 года, время, летом раскидывались палатки и производились полковые ученья пеших и конных полков. Ныне поле поросло травою и, по средине его, сделана довольно широкая дорога, идущая от города к пристани, устроенной на реке Вуоксе, близ впадения ее в Ладожское озеро, там, где оканчивается ее, достаточная для плавания больших судов, глубина.

Описание кексгольмского собора составил священник Василий Ильтонов.