Населенные пункты

Районы

Волости

Райвола (Рощино) Волость Кивеннапа Выборгский район

Никольская церковь в Райвола

Ниже приведено описание райволовской Николаевской церкви из "Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии" - издании, публиковавшемся в нескольких выпусках в 1869-1885 годах. В тексте в квадратных скобках приведены примечания составителей выпуска.

На нашем сайте также представлены описания и других православных церквей Карельского перешейка из этого издания: Выборгский Преображенский собор и приписанные к нему церкви, Рождественский собор в Кексгольме, Сретенская церковь в Красном Селе, Новокирхская, Иннокентия, Николаевская церковь, Петропавловская церковь в Сестрорецке.

Райволовская Николаевская церковь1.

Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии, вып. IV - СПб.: 1875

Райволовский железноковательный и чугунноплавильный завод находится в Выборгской губернии, в Еврепясском уезде, в Кивинебском лютеранском кирхшпиле, на южной стороне речки Линдуловки, выходящий из болот и впадающей в Финский залив. От Петербурга завод отстоит в 70-ти, а от Выборга в 95-ти верстах. Название местности Райвола производит от финского слова Рауту - железо2. От большой Выборгской дороги завод отстоит в 16-ти верстах, а от другой, береговой дороги, ведущей из Сестрорецка в Выборг - в 8-ми верстах. Местность Райволовского селения окружена неудобными путями сообщения: дороги, нужные собственно для завода, не поправляются вовсе, а пути по речке нет, так как речка усеяна множеством камней [К нынешнему времени речь о неудобствах сообщения считается уже позднею; так как ныне вблизи Райвола проходит финляндская железная дорога].

Церковь Райволовская, деревянная, существует с 1802 года. Сперва она находилась на большой Выборгской дороге, в Линдулове3, в 17 верстах от Райвола. Она устроена была там вместо прежней, сгоревшей в 1800 году от молнии. Линдуловская церковь перенесена в Райволово, как видно из указа духовной консистории от 1 мая 1802 года за №695-м, данного благочинному Выборгского собора, священнику Василию Сафонову. По этому указу благочинный дал предписание Линдуловскому священнику Иоанну Иовлеву от 6 мая того же 1802 года. В Линдулове же церковь существовала уже в 1790 году. Устройство церкви совершилось иждивением графа Петра Ивановича Салтыкова. До 1829 года церковь была холодная. В этом году сделана теплою.

С северной, западной и южной сторон в церковь ведут двойные двери: внутри полустеклянные столярной работы, отворяющиеся внутрь; извне - деревянные, отворяющиеся наружу. Деревянная ограда церкви устроена от казны в 1863 году, вместо прежней, пришедшей в ветхость.

Ближайшие церкви суть: Сестрорецкая в 30 верстах, Красносельская в 43-х и Новокирхская в 47-ми.

Метрические книги до 1828 года, а исповедные до 1826 г., писались под именем актов Линдуловской Николаевской церкви, а потом стали называться по имени Райволовской Николаевской церкви.

Райволовская церковь однопрестольная, во имя св. Николая Чудотворца. Антимнис ее священнодействован преосвященным Нафанаилом, епископом Ревельским, 1847 года, февраля 16 дня.

Из предметов утвари церковной более замечательны: 1) напрестольный, серебряный вызолоченный крест; весу в нем 2 фунта 7 золотников, надпись на нем гласит, что в нем находятся мощи священномученика Лукиана, мученика Василия, преподобных: Моисея Чудотворца, Исаакия Затворника, Иоанна постника, Вениамина, Агафона, Макария диакона, Меркурия и Ахиллия диакона; 2) два древних Евангелия: одно напечатано в Киеве в 1733 году, другое в Москве в 1748 году.

В церковной библиотеке находится до 40 книг разных архипастырских поучений и духовные журналы: Воскресное Чтение за 1847-1848 год; Христианское Чтение за 1845, 1847 и 1849 года; Творения Св. Отцов за 1852 год; Руководство для сельских пастырей за 1861 год; наконец - Странник, Дух Христианина и Духовная Беседа за все годы.

Метрические записи ведутся с 1801 года.

Церковный причт, в настоящее время, составляют: священник, дьячек и просвирня. Из метрических книг 1810 до 1815 года видно, что был при церкви и пономарь. После он уже не показан.

Из прежних священников известны следующие: 1) Иоанн Иовлев, неучившийся в семинарии, из причетников Кронштадтской Богоявленской церкви, сюда посвящен 1790 года, июня 1 дня; умер на покое 1829 года, мая 17 дня, 72-х лет от роду и погребен при сей церкви; 2) Константин Князев, сын Иовлева, определен на место отца, как видно из предписания от Финляндского духовного правления от 5 августа 1826 года за №784-м; [О Князеве старожилы говорят, будто бы он был лишен сана, а до окончательного решения дела за него временно исполняли требы Иовлев и Сампсоньевский. Прим. авт.] 3) Феодор Сампсоньевский, исправлявший требы в феврале и марте 1829 года, а после переведенный в село Назью, Шлиссельбургского уезда; 4) Иоанн Алексеев Кочановский, из окончивших курс в С.-Петербургской духовной семинарии, во 2-м разряде. Сюда перемещен 1829 года, апреля 4 дня, из села Осьмина, Лугского уезда; в сентябре 1840 года, переведен к Выборгскому Преображенскому собору, а потом в собор Кекзгольмский, где и умер протоиереем в 1863 г., февраля 22 дня. 4) Матфей Матвеев Веселовский, также из второразрядных семинаристов; сюда рукоположен 29 сентября 1840 г., а после переведен к Кронштадтскому Андреевскому собору; 5) Иоанн Яковлев Светлов, вышедший из среднего отделения С.-Петербургской духовной семинарии, сюда переведен 1848 года, февраля 5 дня, из села Островна, Лугского уезда. Светлов состоит и доныне.

Райволовский причт, с самого основания церкви, получал содержание от помещика Салтыкова, до 1820 года, когда завод поступил в казенное ведомство. Священник получал 150 руб. ассиг. в год, муки 10 четвертей и 7 четвериков (или 81 пуд 22 1/2 фунта); гречневых круп одну четверть (или один куль) и 2 гарнца; сена 100 пудов; сальных свеч 1 пуд 12 1/2 фунтов; кроме того, он получал квартиру с отоплением. С 30 апреля 1831 года, по распоряжению артиллерийского департамента, священнику положено 300 руб. ассиг. (или 85 руб. 71 1/4 коп. сер.) в год и 200 пудов сена. С 1-го января 1860 года, священнику, в дополнение к жалованью, производится из С.-Петербургской коммиссариатской коммиссии 208 руб. 28 3/4 коп. и столовых 99 руб. сер. в год. Дьячок, кроме квартиры с отоплением, получает в год: 21 руб. 42 3/4 коп. сер.; ржаной муки 67 пудов 20 фунтов; гречневых круп 7 четвериков 4 гарнца; сена 50 пуд, свеч 28 фунтов. Просвирня квартиры и дров не получает, а жалованья в год полагается ей 6 рублей 85 1/2 коп. сер.; ржаной муки 25 пуд. 12 1/2 фунтов; гречневых курп 3 четверика. Дополнением к этому содержанию причта служит доход за исправление треб и за славленье в Рождество, в Пасху, в Крещенье и дважды в Николин день. Сумма годового дохода простирается, приблизительно, до 500 руб. серебром.

Земли для причта ни пашенной, ни сенокосной нет, а только издавна отмерян от завода священнику участок, длинною в 61 сажень, шириною в 37; дьячок имеет участок в 35 сажень длины и в 24 1/2 сажени ширины. Земля эта пригодна только для разведения картофеля, но и тот ныне рано начинает гнить.

Священник и дьячок помещаются в доме, собственно для них выстроенном в 1830 году. Дом деревянный, покрытый досчатой кровлей и, от давности, пришел в такую ветхость, что во многих местах образовалась течь. Но арендаторы заводских имений, обязавшиеся чинить дом, доселе не могут привести его в лучшее состояние, о чем причт неоднократно доносил епархиальному начальству.

К приходу Райволовской церкви принадлежит собственно одно заводское селение, а окрестные селения, частию принадлежат к приходу Новокирхской церкви, частию населены финнами-лютеранами. Кроме заводского селения, церковь владеет дачею и землею, пожертвованными в пользу церкви и причта, почетным гражданином, уже умершим, Александром Москвиным. План и межевые книги на эту дачу и землю находятся в духовной консистории по случаю переписки о продаже этой местности, как не приносящей никакого дохода, так и расположенной от церкви далеко, в 50-ти верстах, именно в Новокирхском кирхшпиле, в селении Куолемаярви, при озере Каукирви. Жители заводского селения - русские переселенцы. При устройстве завода, помещик Салтыков перевел их из своих владений в Орловской губернии. Впрочем, из переселенцев собственно до ныне осталось в живых около 5-ти человек, а прочие родились же в Райволове. Все они говорят чисто русским языком. У них встречаются, в разговоре, слова, здесь не употребляемые, а только слышимые из уст старых прихожан, именно тех, которые были первоначально переселены. Так, ухват они называют рогач, квашню - дежа, сковородник - чепела, бревно - берно, змею - козюлька, ящерица - веретеница; вместо он говорят ен; вместо нет - нетути; вместо наш - нашинский; вместо прибью - отбуздаю. В их выговоре замечаются остатки малороссийского наречия, потому что звук ф они произносят как хв или хф, напр. говорят: Хведор, Хвилип, Хвома и проч.

Число коренных прихожан переселенцев из Орловской губернии, в 1802 году, было: мужеского пола 325, женского - 284; в 1864 году мужеского пола было 509, женского - 558. К ним нужно присоединить еще военных: мужеского пола 4, женского 4; разных крестьян, рассеянных между финнами, мужеского пола 17, женского - 11; стражников в казенных лесах, с семействами, мужеского пола 36, женского - 8. Таким образом, всех прихожан Райволовской церкви можно считать: мужеского пола 575, женского - 598, обоего пола 1,173 [По церковным актам 1873 года при Райволовской церкви показано: военных мужеского пола 6, женского 6; разных званий мужеского пола 32, женского 35; крестьян, вышедших из сословия мастеровых, мужеского пола 588, женского 637. Всего прихожан 1.304.].

Раскольников в приходе нет.

Школа существует со времени перехода крестьян в казенное ведомство в 1820 году. Сначала в ней обучал дворовый человек помещика Томилова, Василий Звонков, бывший и фельдшером при заводе; по смерти его были учителя из местных райволовских мастеровых; священник, два раза в неделю, преподавал Закон Божий, до 1840 года бесплатно; в 1840 году, по предписанию артиллерийского департамента от 19 января, положено священнику за эту обязанность 80 руб. 70 коп. сер. в год, а впоследствии придан священнику помощник, для преподавания прочих предметов, с жалованьем по 76 руб. 50 коп. серебром в год. До 1-го апреля 1862 года, школа содержалась от казны; на казенные деньги покупались книги, учебные пособия, нанимался сторож и покупались дрова. С переходом завода в ведомство частного лица, на правах арендатора, обязанность содержать школу принял на себя новый владелец. Но заботы о школе почти прекратились. Он ограничился только тем, что отпустил для школы единовременно 5 дестей и 3 листа бумаги, 17 штук стальных перьев, 1 пучек гусиных и 3/4 бутылки чернил. О неисправности его в отношении к школе, священник представлял жалобу, три раза письменно высшему военному начальству и два раза лично, г. инспектору местных арсеналов, генерал-лейтенанту Маникину-Неустроеву. Но еще доселе нет никаких распоряжений относительно школы, и священнику приходится покупать бумагу и вставлять разбитые стекла. Учащихся в школе бывает не менее 60-ти человек, и если бы школа содержалась исправнее, то, конечно, было бы и больше. Особенно мешает делу ученья то, что нет топлива и в зимние морозы приходится прекращать занятия, как и было напр. в 1863 и 1864 годах. Учатся мальчики гражданскому чтению и письму, арифметике и краткому катихизису и, каждогодно, при инспекторском смотре, ученикам делается экзамен. Ученье происходит ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, по 6-ти часов в день; по средам и субботам учатся только до обеда. Важнейшим препятствием к улучшению школьного дела служит равнодушие родителей. Живя вблизи к школе, не слишком занятые работами, родители неохотно отдают детей в школу и отговариваются то недосугом, то недостатком теплой одежды - в зимнее время, то отвлечением детей к надзору за младшими братьями и сестрами.

Уставы православной церкви прихожане соблюдают довольно усердно. Они в воскресные и праздничные дни ходят в церковь, так что за обедней и даже во время всенощного, храм бывает наполнен молящимися. Непосещающие храма Божия, всегда имеют некоторое оправдание, так как или заняты по хозяйству, или находятся в отлучке. Посты прихожане также соблюдают и ежегодно, в св. Четыредесятницу, все бывают у исповеди и у св. причастия. Кроме Пасхи, Рождества и Троицы, особенно празднуются дни храмового праздника, 6 декабря и 9 мая. Крестные ходы бывают два раза: в Преполовение и 1-го августа, и оба раза соединяются с освящением воды на речке. День, накануне 24-го июня, прежде, из подражания финнам, прихожане праздновали сожжением костров, но теперь, благодаря увещаниям священника, обычай этот оставлен.

Часовен в приходе нет и не было. Кладбище, существовавшее прежде в Линдуловке, в 1802 году перенесено в Райволово, а там знаком прежнего кладбища служат только могильные холмы.

Относительно нравственности прихожан можно сказать, что с прекращением работ на заводе (1 октября 1850 г.) нравственность стала падать. Причины этого заключаются в том, что с прекращением работ, многим пришлось проводить время в праздности, многие, принужденные, с молодых лет, жить по чужим людям в услужении, лишились благотворного влияния родной семьи; многие впали в пороки пьянства или воровства, просто по крайней бедности, так как, работая прежде исключительно на заводе, многие не имели возможности ни приучить себя к земледелию, ни узнать какое-либо ремесло.

О физических свойствах прихожан сделаем следующие замечания: прихожане, большею частию, среднего роста; высокого - весьма немногие; волосы у большинства светлорусые, глаза - серые и голубые. От недостатка ли теплой одежды и здоровой пищи, от того ли, что они не свыклись еще с здешним климатом, или от прежних работ на заводе, все они весьма слабого здоровья и в 40 лет многие кажутся 60-ти летними стариками. Из болезней - господствующие: глисты и солитер.

Домашний быт представляет смесь быта крестьянского и мещанского средней руки. Домы свои прихожане строят сами из казенного леса, без всяких особых украшений, роскоши и удобств; при доме две или три пристройки для хлева, бани и кладовой; дворы ничем не покрыты. У некоторых имеются лодки, купленные в Петербурге. Одежду мужчин, в будни, составляют или солдатская шинель, или крестьянский армяк, или полушубок, - все это или купленное на толкучем, или приобретенное случайно. В праздник мужчины носят сюртуки и пальто. Женщины и в праздник и в будни носят платье одинаковое, только в будни то, что пришло в ветхость. Одежда женщин вообще напоминает мещанок уездного города, со всеми претензиями на современную моду. Пища у прихожан самая скудная. Большую часть съестных припасов они покупают в Петербурге, или на месте, у торговцев. Из местных произведений употребляют грибы, бруснику; огородных овощей разводят мало; картофель садят почти все, но и он вырождается и быстро гниет, так что его недостает не только на продажу, но и для домашнего употребления. Мясо употребляется, как редкость, только по праздникам. Кофе употребляют они очень часто, но, по недостатку денег, пьют его на половину с цикорием. Есть еще у них особое кушанье; смешав бруснику с ржаной мукой ставят это в печку, в горшке, и когда выпреет, едят с хлебом.

Прежде, когда существовал и действовал завод, мастеровые были на правах казенных мастеровых и подчинялись вполне управителю завода. Он разбирал их тяжбы, при трех избранных обществом депутатах; важнейшие дела передавались на рассмотрение инспектора местных арсеналов. При действии завода, из заработной платы вычитался определенный процент, которого часть шла на украшение церкви, на помощь в разных несчастиях и на образование общественного капитала, часть шла на ссуды мастеровым в долг. Ныне общественный быт мастеровых стал ближе подходить к быту крестьянскому. Меньше строгостей, больше простоты в форме управления, меньше сборов с мастеровых, но за то и помощи ожидать не откуда.

Что касается до прихожан-финнов, живущих в разных местностях, то их общественный быт устроен на началах финляндского законодательства. Принадлежа к Райволовской церкви по христианским своим потребностям, в отношении к гражданскому быту они принадлежат к общине лютеранского прихода, участвуют в мирских сходках у финской церкви, несут повинности наравне с финнами и пользуются правами ланбауеров, торпарей или крестьянских работников.

Обычаи райволовских прихожан на свадьбах и пр. общи всем русским. Укажем эти обычаи в общих чертах.

Избрав невесту, жених посылает в ее дом свата или сваху из родственников, или соседей. Пришед в дом невесты, сват говорит: здравствуйте, и на вопрос родителей: "по что хорошего пришел?" сват отвечает: "мы слышали, что у вас есть лишний товар, а мы нуждаемся". Если поладят, сват угощает водкой, а невеста подает ему чашку кофе, и потом назначают день сговора.

В день, назначенный для сговора, жених с родителями и близкими родственниками идет в дом невесты: с собою берут водку, пирог, мясо, кофе и сахар. В дом невесты собираются также и ее родные. Когда окончится совещание на счет приданого, жених дает рублей шесть или более, смотря по средствам, на покупку невесте подвенечного платья, башмаков, чулок и серег; невеста со своей стороны приготовляет жениху белье, пояс, жилет, косынку и манишку. После того спрашивают жениха и невесту, согласны ли они вступить в брак и когда те дадут утвердительный ответ, родители и сваты говорят: "дай Бог в святой час совершить дело". Потом родители благословляют жениха и невесту иконой и хлебом-солью. После благословления - обед и пляска. На другой день невестина родня идет к жениху опохмеляться.

Вечером, накануне венчания, бывает девишник. Родственницы и подруги невесты, собравшись в дом ее, поют свадебные песни до прихода жениха и его родственников. Жених и родня его приносят опять водку, пшеничный пирог, мясо, кофе, сахар и, кроме того, ведро квасу, а для девиц десерт. Подошед к дому, родственники жениха говорят: "отворяйте шире ворота, далеко шли, устали". Невестина родня отвечает: "не великие господа; постойте у ворот". Потом их встречают, потчуют водкой и вводят в избу, а девицы поют песни в роде: "незванные гости к нам понаехали". Тут опять происходит благословление жениха и невесты. Потом невеста дарит жениха платком, а он ее деньгами и между ними происходит взаимное целование. После целования жених и невеста садятся за десертный стол, а гости за съестной и доколе едят, девицы поют песни в честь жениховой родни, сначала дружке, а потом и остальным. Каждый, кому поют, дарит девиц деньгами. После стола гости расходятся, а девицы и парни танцуют до утра.

Венчание совершается, большею частию, в семь часов вечера. Пред венчанием родня невесты собирается к ней в дом а родня жениха - к жениху. После благословления иконою и хлебом-солью отправляются в церковь. Сначала идет жених, пред ним идет мальчик с иконою, а потом - родственники с непокрытою головою хотя бы стояла зимняя стужа, или шел проливной дождь. Когда жених и родня его станут в церкви на правую сторону, дружка жениха отправляется за невестой. Придя в дом, он приглашает невесту в церковь, а девицы не пускают ее говоря: "ты, дружка, с нами рассчитайся". Потом к невесте за стол сажают кого-либо из младших членов семейства. Этот уговаривается с дружкой о цене невестиной косы; дружка вынимает деньги и тогда родители благословляют невесту, она прощается с родителями и родственниками. Потом дружка берет невесту за руку и, в преднесении иконы, ведет ее в церковь и ставит на левую сторону.

По окончании венчания дается молодым от священника приличное увещание, особенно о почтительности к новым родственникам. Затем следуют молебен, целование икон и поздравления. Когда после венчания, шествие направляется в дом, священник в епитрахили, с крестом в руке, идет впереди и поется: "Кто тебе не ублажит"... Или "Помилуй нас Господи помилуй нас"... В сенях женихова дома молодых встречают родители жениха с хлебом-солью, и благословив, входят в избу; здесь священник возносит малую ектинию с именами молодых и их родителей и, после целования креста, священник читает "Отче наш"..., благословляет стол; все садятся, и когда священник уходит, тогда молодые с дружкой, идут приглашать к столу родителей и родственников невесты, чтобы те поздравили новобрачных. Приглашенные приходят, неся с собою приданое невесты, а мать несет сундучок с подарками. Те также садятся за стол. По окончании стола дружка берет пшеничный хлеб или, как здесь говорят, коровай, разрезывает его на двое и разламывает над головами молодых, а потом, раздробив на части, начинает потчевать всех гостей водкой, а на закуску подает каждому кусок этого хлеба. Каждый после питья получает в подарок платок, и отерши им уста, целует молодых и дарит им деньги.

На другой день после свадьбы, молодые и родственники их приходят к теще на блины; она угощает молодого яичницею и он, взяв с ложки яичницу, полагает на ложку деньги. После тещи ходят по другим родным, бывшим на свадьбе. В этом проходит три дня и за тем брачные торжества оканчиваются.

Умирающих, с семилетнего возраста, непременно напутствуют приобщением св. тайн, и таинство елеосвящения также принимают почти все. Над умершими читается псалтирь. Вынос тела совершается при служении священника и по точной силе церковных уставов. По бедности прихожан не всегда совершается, при погребении, нарочитая обедня, а поминают на обеднях, следующих после. В 40-й день по смерти в доме умершего правится лития над кутьею и дом окропляется святою водою. Кутья делается из риса и ячменя. Вынос покойников очень часто сопровождается громким плачем и причитаньями. Но при постоянных внушениях священника, этот обычай постоянно оставляется.

Описание составлял Райволовской Николаевской церкви священник Иоанн Светлов.

Примечания

  1. Описываемая церковь вскоре пришла в ветхость и в 1878-1881 годах в Райволе по проекту архитектора Богомолова была построена новая Никольская церковь, разрушенная в 1940 году. В 1995-1996 годах в Рощино сооружен существующий ныне храм, так же во имя св. Николая Чудотворца.
  2. Современные исследователи производят топоним Райвола от глагола raivata - расчищать, распахивать, раскорчевывать.
  3. Ныне поселок Огоньки.