Населенные пункты

Районы

Волости

Каукъярви (Бобочино, Каменка) Волость Уусикиркко Выборгский район

Церковь свт. Иннокентия и Николая в Бобочино

Ниже приведено описание церкви свт. Иннокентия и Николая в Бобочино (Каукъярви, ныне Каменка) из "Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии" - издании, публиковавшемся в нескольких выпусках в 1869-1885 годах. В тексте в квадратных скобках приведены примечания составителей выпуска.

На нашем сайте также представлены описания и других православных церквей Карельского перешейка из этого издания: Выборгский Преображенский собор и приписанные к нему церкви, Рождественский собор в Кексгольме, Райволовская Николаевская церковь, Сретенская церковь в Красном Селе, Петропавловская церковь в Сестрорецке.

Новокирхская, Иннокентия, Николаевская церковь.

Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии, вып. IV - СПб.: 1875

Новокирхский приход находится в Страндазском уезду, Выборгской губернии, в 93 верстах от Петербурга и в 43 от Выборга. Местность его называется еще Каукъ-ярви и мыза Келлола. От финского селения "новая кирка"1, где находится финское судилище и ленсман, церковь отстоит в 63 вестах. Озеро Каукъ-ярви начинается в версте от церкви и, равное шириною с Неву, тянется на 14 верст.

Новокирхская
церковь

Церковь деревянная, построена в 1853 году иркутским купцом Кириллом Огородниковым, купившим мызу Келлола. Церковь построена на сумму, собранную от прихожан и от жителей столицы. В первый раз собрано 2,250 руб. сер., а во второй раз, когда было предложено построить церковь каменную, собрано еще 679 рублей, каковая сумма хранится при церкви в билетах государственного банка.

Храм однопрестольный, во имя 2-х святителей: Иннокентия Иркутского и Николая Мирликийского. Стены и потолок оклеены шпалерами; престол дубовый, на каменном фундаменте. Антиминс священнодействован епископом Христофором 1853 года июля 19-го дня, а подписан митрополитом Никанором. Храм освящен 19-го декабря 1853 года.

Из предметов церковной утвари замечательны следующие: 1) Икона святителя Иннокентия, в серебряной ризе, с позлащенным венцом, весом в 35 1/2 золотников; писана греческою иконописью. Высота ее 5 вершков и 3 дюйма, ширина 4 вершка и 2 дюйма. 2) Икона святителя Николая, с такою же ризою и венцом, весом в 1 фунт, 3 золотника; написана древнею греческою иконописью. Вышина ее 6 вершков и 3 дюйма, ширина 6 вершков. 3) Икона Владимирской Божией Матери в серебряной ризе с таковым же венцом, украшенным камнями желтого цвета. Вышина иконы 1 аршин с четвертью, ширина - 15 вершков. В ризе весу 7 фунтов и 83 золотника. Писана греческою иконописью. 4) Икона Тихвинской Божией Матери, с такими же украшениями и такого же письма. Вышина иконы 1 аршин и 1 четверть, ширина 15 вершков. Обе последние иконы пожертвованы купеческою вдовою, Еленою Сергеевою Мокеевой, с Аландских островов. Обе они поставлены за клиросами. 5) Икона Сергия Радонежского, вышиною в 6 вершков и 1 дюйм, шириною в 5 вершков и 2 дюйма, писана на кипарисе византийским стилем. Ее пожертвовал, на благословение храма, покойный Филарет, митрополит московский.

Сосуды церковные и прочая утварь, в достаточном количестве пожертвованы прихожанами и жителями Петербурга. Все они серебряные, вызолоченные. Евангелие, большого формата, пожертвованное уже ветхим, обновлено усердием прихожан к пасхе 1864 года.

Из колоколов достопримечателен один, пожертвованный с.-петербургским гражжданином Кирилом Михайловым Васильевым. Весу в нем 22 пуда. Надпись: "завод выстроен в Петербурге, против стеклянного завода и Невской заставы, на другой стороне Невы. Лил мастер завода Василий Макаров Стуколкин". "За упокой Василия и Марии".

В библиотеке находится до 9-ти духовно-нравственных книг и Духовная Беседа за 1858, 1859 и 1860 годы.

Церковные книги ведутся с 1854 года.

Причта положено было, сначала, священник, дьячек и пономарь, но, по малому окладу, пономарь, в августе 1857 года, переведен на другое место. Просвирня хотя состоит в штате, но и ее также нет, по той же причине.

Из прежних священников известны: в 1854 году Иван Тихомиров; в 1855 Михаил Литвин; в 1856 Симеон Преображенский; с 1857 Михаил Богословский; с 1861 года исправляющий должность, за штатный священник Александр Кедров; с 1862 Петр Дьяков; с 1864 Михаил Вяхирев [По актам 1873 года значился священником Василий Пелушский, переведенный в 1866 году из Ветвениц].

До нового назначения жалованья, причт содержался частию незначительную платою за требы, частию денежным жалованьем в 150 рублей. Но важнейшею статьею на содержание причта был сбор с землевладельцев, которые согласились и утвердили письменным актом - платить причту по 3 рубля с каждой вакки. Акт утвердило финляндское правительство. Так было до 1860 года, когда лютеранские пасторы выдумали, на основании каких-то законов, будто оброк священнику должны платить только финляндские подданные; не подданные же, хотя бы и православные, должны отдавать оброк пасторам. Так как финляндское правительство поддрежало претензии пасторов, то причт пришел в бедственное положение, потому что финляндских подданных оказалось в приходе только 5 дворов. Причту оставалось искать милости у высшего духовного начальства. Тогда святейший синод, 6 апреля 1863 года, положил выдавать священнику 300 руб. сер., а причетнику - 125 р. из суммы, определенной на содержание городского и сельского духовенства.

Землею причт не пользуется. Хотя храмоздатель, купец Огородников, отказал, по духовному завещанию, 33 десятины, для пользования причту на 12 лет, но так как наследница, жена его, Татьяна Огородникова, заложила мызу, со всею землею, другому лицу, именно Анне Павловне Криницкой, то новая владелица присвоила 33 десятины в свою пользу, при содействии финляндских властей, хотя земля была уже нарезана землемером.

Священник и дьячек живут в церковном доме. Но, собранный из прежних построек, и притом старый, дом этот и неудобен для житья и зимой холоден.

Прихожане - русские, владельцы мыз и полей, частью временно проживающие, т.е. летом на дачх, частию постоянные жители. Последние занимаются возделыванием полей, садов и огородов. Всех прихожан мужеского пола 38, женского - 34 [В 1873 г. показано: военных мужеского пола 1, женского 1; городских сословий мужеского 16, женского 18; крестьян мужеского пола 6, женского 1]. Уставы православной церкви они соблюдают, но в церкви бывают редко за дальностию расстояния, живя от церкви в 5, 10, 20 и 25 верстах.

Живущие по окрестным деревням чухонцы [Все, что сказано о быте народа, не относится к предмету, так как говорится не о православных, а о финнах, но мы не выпускаем этого, потому что описание обычаев финнов-лютеран можно сравнить с описанием быта финнов-православных, о чем говорится в других описаниях], кроме земледелия, занимаются рыбной ловлей, особенно осенью и весною в озере Каукъ-ярви. Зимой не занимаются ничем, пока есть хлеб в засеках. Только некоторые, в зимнее время, рубят в лесу дрова, колья и жерди на продажу, дерут с елей кору, с берез - бересту, гонят смолу, жгут лес на уголья и проч. Большая часть, конечно, занимается земледелием. Так как почва, песчаная и каменистая, мало вознаграждает земледельца, то крестьяне сеют хлеб, преимущественно, на выжженных и высушенных болотах. Желания крестьян весьма ограниченны. Имея в амбаре хлеба на год, а на дворе двух коров, лошадь, 3 пары овец и 2 свиней, он уже считает себя богатым и счастливым и привыкает удовлетворяться незатейливою обстановкой.

Чухонцы в общежитии прямодушны, в продаже и договорах честны; в гневе раздражительны; живя, по большей части, в лесу, они от дикого и сурового образа жизни, от необразованности, не имеют житейского благоразумия и терпения; не умея сдерживать своего гнева, способны на преступление, особенно если нет свидетелей.

Многие чухонцы говорят по русски, так как часто ездят в Петербург и Кронштадт по торговым делам и для сбыта лесных произведений; женщины русский язык понимают мало. Финской грамоте детей учат матери, а пастор экзаменует тех, коим нужно принять св. причастие.

Из свадебных обычев у финнов замечательны следующие: после сговора, невеста со свахою, в хорошем наряде, ходят по домам, и даже к православным, выпрашивая деньги на свадьбу; на собранные, таким образом деньги, покупается водка, варится пиво и устрояется угощение, в котором может участвовать каждый, кто давал подарок.

При погребении, тело покойника сопровождают пять и больше подвод в телегах. Впереди везут покойника и два, или три чухонца, сидят на гробу с открытой головой, хотя бы и в зимний мороз и, с книжками в руках, поют священные стихи. Когда поезд приближается к кирке, то звонят в колокол. Отпевание совершается на самой могиле.

Примечания

  1. Ныне Поляны.