Населенные пункты

Районы

Волости

г. Выборг История Выборга в документах и воспоминаниях Соборы и церкви Выборга

Выборгский Преображенский собор

Ниже приведено описание выборгского православного Преображенского собора из "Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии" - издании, публиковавшемся в нескольких выпусках в 1869-1885 годах. В тексте в квадратных скобках приведены примечания автора описания.

На нашем сайте также представлены описания и других православных церквей Карельского перешейка из этого издания: Рождественский собор в Кексгольме, Райволовская Николаевская церковь, Сретенская церковь в Красном Селе, Новокирхская, Иннокентия, Николаевская церковь, Петропавловская церковь в Сестрорецке.

Выборгский Преображенский Собор и приписные к нему церкви Ильинская и Богородицы всех скорбящих Радости.

Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии, вып. IV - СПб.: 1875

Выборгский преображенский собор находится на южной стороне города Выборга и алтарем обращен на юго-восток. Прежде он стоял внутри древней крепости, обнесенной со всех сторон высоким земляным валом, обшитым снаружи рваным диким камнем. Этот вал, после крымской войны, по ходатайству городского начальства и с Высочайшего соизволения, во многих местах ныне уничтожен и на месте его красуются бульвары и обширные строения, каменные и деревянные. Чрез это самый город распространился и слился с форштадтами Петербургским и Выборгским. Таким образом, собор ныне находится в самом центре распространившегося города. Хотя он находится в нижней части города, но помещен посреди лучше площади, которая названа Екатерининскою, вероятно, от находящейся вблизи лютеранской церкви св. Екатерины. Площадь эту окружают лучшие здания города, как-то: императоский выборгский гофгерихт, с отдельным домом для президента, потом - городская ратуша, лютеранская кирка и казармы, пред которыми устроена площадь для военных парадов а подле лютеранской церкви - сквер для прогулки жителей.

Провиантский магазин,
бывш. собор

По некоторым церковным бумагам видно, что выборгский собор, до 1788 года, назывался Рождественским, но трудно определить, где этот собор находился. Есть на это некоторое указание в преданиях старожилов. Говорят, что когда Выборг был покорен Петром Великим и когда здесь, кроме воинских команд, стали поселяться и другие лица, преимущественно из торговцев и промышленников, тогда для них и был построен в Выборге православный храм. Но он не был новым зданием, а только был переделан из каменной лютеранской кирки, также обращенной из католического костела; находилось это здание на северной части города. Народное предание можно подтвердить следующим письменным свидетельством. В записках Болотова [Русская старина 1870 года, стр. 116] читаем: "город Выборг разделяется на две части: одну и большую часть составляет старинная крепость, наполненная довольно изрядным немецким каменнным строением и имеющая, внутри себя, несколько кирок и церквей. Одна, наизнаменитейшая из них, превращена была в нашу церковь и была соборная". От этого здания доныне сохранились: часовня и брандвахтенная городская каменная башня, - бывшая колокольня Рождественского собора; а отделение провиантского магазина, находящееся в нескольких саженях от башни, есть часть самого храма. Преданию народному можно верить и потому, что в подвале этого магазина есть надгробная плита с следующею надписью: Н. М. П. Т. монаха силь 173... По справке с книгою Юрия Толстого "Архиереи, управлявшие епархиями при учреждении Св. Синода" находим: "5) Сильвестр Холмский (Волынец) из архимандритов Троице-Сергиева монастыря. 1708 - митрополит нижегородский, 1719 - смоленский, 1720 марта 3 митрополит тверский и кашинский, 1723 - епископ рязанский, 1725 августа архиепископ казанский, 1727 марта 15 митрополит (вторично), но с черным клобуком, 1732 октября 19 сослан в Выборг. 1735 мая 31 (ум.)". Сличая эту выписку с надписью на плите, находящейся под полом провиантского магазина, можем полагать, что под плитою погребено, в 1735 году, тело монаха Сильвестра. Самая плита находится именно там, где, по всей вероятности, были алтарь и престол Рождественского собора. А в упомянутых выше записках Болотова, на стр. 121 читаем, что при погребении его отца [Отец Болотова был командиром стоявшего в то время в Выборге, кажется, Белозерского полка] "знатный деташемент (отряд) последовал за гробницею от самой квартиры до соборной церкви, где назначено было его похоронить". Ниже: "полк поставлен был в два ряда по улице, подле собора". На стр. 122: "могила выкопана был внутри самой сей соборной церкви, подле самого второго средняго столба, в левой стороне находящегося. Сие обстоятельство замечаю я для того, чтоб в случае, если судьбе будет угодно завесть в сей город кого-нибудь из детей или потомков моих, могли бы они безошибочно отыскать то место, где покоятся кости и прах сего их предка, достойного того, чтоб оросили они оное своими слезами". Эти слова точно определяют внутреннее расположение магазина, в котором есть 4 колонны: две с правой и две - с левой стороны [В 1872 году протоиерей Цветков, с несколькими военными разыскивали это место под полом провиантского магазина. Но, кроме плиты под местом престола, ничего не нашли.]. Самая даже архитектура магазина доказывает, что это здание прежде имело другое назначение. Дело в том, что окна магазина находятся на верху, что в магазин ведут три двери: с севера, востока и запада, и что, над каждым входом, устроен на кирпичных столбах навес.

Вероятно, по построении нового храма в 1788 году, этот временный храм упразднили, здания передали в казенное ведомство, а иконы и церковную утварь - в новоустроенный собор.

Преображенский
собор

Собор Преображенский, устроенный из кирпича на гранитном фундаменте, сооружен в 1788 году, по Высочайшему повелению, на казенную сумму. Но в разные времена собор подвергался перестройкам. Главная часть соборного здания прежде отделялась совершенно от колокольни и представляла вид малого креста. Колокольня осталась в прежнем виде. Она делится на 3 яруса и высота ее, от основания до креста, более 35 сажен. В третьем ярусе прежде были часы; но когда механизм часов попортился, а на поправку его собор не имел средств, то, при последнем исправлении собора, с разрешения епархиального начальства, часы были уничтожены, механизм продан и вырученные от продажи деньги обращены на издержки по исправлению собора.

Когда, с увеличением числа православных жителей Выборга, храм оказался тесным, тогда, по просьбе причта и прихожан, в 1817 году, на переделку собора было отпущено 44,915 рублей 65 коп. асс. из капиталов бывшей комиссии духовных училищ. На эту сумму собор был совершенно исправлен по плану инженер генерал-майора Сулимы: именно уничтожены хоры, которые стояли на гранитных колоннах и занимали очень много места; кроме того, чрез возведение новых боковых стен, также чрез устройство потолка и кровли, колокольня соединена с самим храмом. Тогда же, с благословения митрополита Амвросия, перенесен в новоустроенный храм придел во имя святителя Николая, помещавшийся в весьма тесной южной нише прежнего храма; в прибавленной части храма устроены две печи. При совершенной, таким образом, переделке храм представил вид продолговатого креста, а внутри разделился на две части: на теплую, между колокольнею и прежним храмом, и на холодную, или самый храм. Между частями храма устроена большая створчатая стеклянная дверь. Зимою богослужение совершалось в теплом приделе св. Николая, а летом, по снятии стеклянной двери, служили в главном приделе Преображения Господня.

В 1826 году, по указу с.-петербургской консистории, от 21 июня за № 1,594, устроен, в теплой части храма, на северной стороне, придел во имя Богородицы "Всех скорбящих Радости", тщанием прихожан и церковного старосты, купца Стахия Александрова.

В 1852 году, когда, по случаю вооружения крепости, число воинских команд в городе увеличилось, тогда теплое отделение храма оказалось тесным, особенно в большие праздники. Кроме того, по указаниям офицеров, стены теплого отделения во многих местах потрескались, сделали заметный уклон наружу и угрожали падением. Тогда, по тщательном исследовании повреждений собора, военный генерал-губернатор Финляндии, князь Меншиков, ходатайствовал о выдаче суммы, потребной на исправление собора. Сумма была отпущена из государственного казначейства и в 1861 году приступили к заготовке нужного материала, а к 1866 году работы были уже окончены. В теплом отделении сделали стрельчатый свод на четырех колоннах, приделы перенесли в боковые ниши главной части храма и чрез устройство в разных местах печей весь собор сделан теплым.

В последние годы собор обнесен чугунною решеткою на осьмиугольной ограде из тесаного гранитного камня. В ограде разведен сад.

Между предметами, составляющими церковную утварь Выборгского собора, стоит упомянуть о двух потирах, из коих один сребропозлащенный, а другой серебряный. Оба они походят на древние покалы и, как по отделке, так и по изображениям и надписям представляют вид не особенно изящный: на первом надпись: Anno 1651; а внизу - на подножии: Andreas shaspenbarh Aneneta Rosenboyers. На втором потире, в верхней части его, написано под титлами и вязью: "Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите". Вероятно, прежний потир когда-либо употреблялся в лютеранской церкви.

Еще замечателен ковчег, также сребропозлащенный, устроенный, судя по грубой обделке, в очень давнее время. Это четвероугольный ящик, к верху суживающийся и увенчанный крестом. На наружных стенках его грубо изображены события страданий Христовых. В ковчеге хранится, в великом посту, преждеосвященные Дары.

К древностям принадлежит также евангелие, напечатанное при Петре Великом,в междупатриаршество, в 1703 году. По углам его изображены евангелисты, а в средине - Воскресение Христово. Отделка евангелия самая неизящная. Заслуживают также внимания 9 небольших серебряных паникадил, с надписью: "Для поминовения по душе своей отказал в церковь капитан Никита Русинов 1746 году". Такая же надпись находится на серебряном подсвечнике. Есть еще серебряное блюдо, посредине которого изображен Иисус Христос, с надписью над главою: Salvator mundi (Спаситель мира); по сторонам другие надписи: wahrlich, wahrlich ich sage euch: wer in mich glaubet, der hatt das ewihe Leben. Ioan. Evang. 6 capit. v. 47 ich bin das brot das Lebens [Перевод этих надписей читатели найдут в указанных местах евангелия от Иоанна.] v. 35 iohannes L. von Bovzid (это слово трудно разобрать). Excudit. 1756. 15 November".

При соборе есть небольшая библиотека, которою пользуются и члены причта и прихожане, так как книги приобретаются на церковные деньги. Библиотека помещается в ризничном шкафе. Церковный архив находится частию в библиотечном шкафе, частию в особом помещении, под колокольнею.

Хозяйственные документы хранятся в церковном сундуке. Сюда относятся: 1) план и фасад прежнего и план новоисправленного собора; 2) купчая крепость, страховые бумаги и другие документы на церковный дом; 3) план и фасад Никольской часовни; 4) документы на отведенное магистратом место в Ристимяки для приходского кладбища и пр.

Церковные документы существуют при соборе с разных годов, именно: метрические книши с 1799 г., исповедные с 1805, обыскная с 1807, приходорасходные с 1809, брачные и другие документы с 1810 года.

Причт соборный, в прежние годы, состоял из протоиерея, 2-х священников, диакона и 4-х причетников. В 1829 году одно место причетника заменено вторым диаконом, на причетническом окладе. В 1871 году место 2-го диакона, по резолюции высокопреосвященнейшего Исидора, упразднено, а содержание его разделено между наличными членами причта.

По штату 2 августа 1823 года, причту полагается следующее из финляндских штатных сумм жалованье: протоиерею 1,285 руб. 80 коп., священникам по 385 руб. 80 коп., диакону 300 руб., причетникам по 214 руб. 30 коп., просвирне 64 руб. 30 коп. Доходов за исправление треб получается до 1,500 руб. в год. Из каждой сотни получаемых рублей протоиерей получает 30 руб., священники по 20, диакон 12, три причетника по 6 рублей.

Земли у причта не имеется.

Такое содержание причта нельзя признать обеспеченным, если сообразить при этом, что духовенство, по финляндским законам, обременено налогами, наравне со всеми городскими обывателями, имеющими недвижимую собственность. Этих налогов в прошлом 1873 г. каждый священник заплатил до 30 рублей слишком, протоиерей значительно более, причетники до 10 рублей и т.д.

О прежних членах выборгского причта имеются следующие краткие сведения:

Из сохранившейся в церковном архиве книги, данной в 1731 году из с.-петербургского духовного правления "города Выборга Рождественского собора протопопу Иоанну Григорьеву, для записывания ему сбираемых венечных памятей пошлин", видно, что в означенном году, кроме протопопа Григорьева, было при соборе два попа: Лука Иванов и Федор Павлов. В черновом формулярном списке о диаконе Николае Иванове за 1800 год значится, что Иванов, в 1780 г., был произведен сюда в диаконы, в 1782 г. переведен в Кексгольм, а в 1792 году снова в Выборг уже к Преображенскому собору. В отрывке черновой исповедной росписи за 1798 год числятся при выборгском Преображенском соборе следующие лица: протоиерей Василий Федоров, священник Никита Никифоров, диакон Николай Иванов, дьячки: Андрей Акиндинов и Федор Федоров и умершего священника Матфея Иванова жена Праскева Николаева.

Из прежних выборгских протоиереев [Вот список прежних протоиереев и священников. Священники настоятели: Василий Софониев с 1799 по 1804 год; Иоанн Петров в 1804 году; протоиереи настоятели: Федор Логиневский с 1804 по 1828 год; Павел Виноградов с 1828 по 1858 год; Владимир Виноградов с 1858 по 1871 год; священники ключари: Лукиллиан Иванов с 1804 по 1808 год; Сергий Сергеев с 1808 по 1811 год; Павел Веселовский с 1823 по 1829 г. священники: Петр Высокоостровский с 1804 года; Петр Амосов с 1805 года; Андрей Григорьев с 1806 по 1816 год; Петр Логиневский с 1811 года; Алексей Владыкин с 1823 по 1831, Петр Быстряков с 1831 по 1848; Константин Владимиров с 1835 по 1841; Иоанн Кочановский с 1841 по 1844; Илья Платонов с 1844 по 1847 и Иоанн Краснопевцев с 1847 по 1869 годы.], по заслугам своим, достойны упоминания следующие:

1) Федор Иоаннович Логиневский известен тем, что в 1812 году, при его содействии, куплен для причта каменный двухэтажный дом, в 1817 году под его надзором переделан собор, в 1823 году, при его ходатайстве, обеспечено содержание не только соборного причта, но и всего городского духовенства в Финляндии. Впоследствии он был переведен в Петербург, где и скончался. После него -

2) Павел Афанасьевич Виноградов из перворазрядных студентов Александроневской семинарии, называвшейся тогда академиею, после прохождения должности наставника в ямбургском и александроневском духовных училищах, с 1822 года был священником на Александровской мануфактуре, а в 1828 году сделан протоиереем Выборгского собора. Одаренный прекрасными умственными способностями, твердый характером, но всегда доброжелательный, Виноградов заслужил любовь и уважение не только причта и прихожан, но даже иноверных жителей Выборга. Точным и немедленным исполнением приказаний начальства он заслужил признательность, как со стороны русских, так и со стороны финляндских правительственных лиц; а своим примерным поведением дал высокие понятия о русском духовенстве иноверным жителям Финляндии. В отношении к храму Божию Виноградов был хранителем его благоустройства и усердно приобретал все, для храма необходимое. Пред прихожанами он являлся чадолюбивым отцом, защитником у начальства, а за бедных, больных и увечных ходатайствовал пред теми лицами, которым поручен надзор за общественной благотворительностию. Его ходатайством испрошена сумма на увеличение церковного дома, что дало возможность всем членам причта жить вместе. Наконец, он же, составив собрание из почетнейших прихожан, уяснил им необходимость перестроить собор, побудил к пожертвованиям на перестройку, и ходатайствовал о выдаче сумм из казны. Но он не дождался выдачи суммы, потому что подал в отставку по расстроенному здоровью и смотрел на выполнение своего желания уже как частный человек. По выходе в отставку он, первый из православного финляндского духовенства, получил от финляндского сената пенсию в сумме, равной его протоиерейскому окладу. Пенсиею он пользовался не долго. Скончался в городе Выборге 12 апреля 1862 года и погребен в кладбищенской церкви пророка Илии. Преемником его был племянник его,

3) Владимир Петрович Виноградов, из студентов с.-петебургской духовной академии, бывший сначала священником в Мариинском институте и в общине сестер милосердия, на Песках, а в 1858 году переведенный протоиереем в Выборг. При нем возобновлен и освящен Выборгский собор. Он же был членом Высочайше утвержденного комитета для устройства духовных дел православного исповедания в Финляндии. В 1871 году он переведен в с.-петербургский Петропавловский собор.

Ныне сан протоиерея выборгского носит магистр Павел Цветков [Цветков заслужил внимание духовного начальства трудами своими в бытность священником и законоучителем 2 кадетского корпуса, а еще более тогда, когда был священником в больнице чернорабочих в исправительном заведении и директором петербургского комитета общества попечительного о тюрьмах.], священниками состоят Михаил Каменский и Иоанн Тихомиров.

Причт помещается в церковном доме, на Нижней улице, под №50. В этом же доме помещается и финляндское духовное правление. Он, с примтройками при нем, куплен для православного выборгского духовенства, 6 мая 1812 года, от бывшего тогда финляндского гражданского губернатора Винтера за 14,700 руб. асс. на счет сумм комиссии духовных училищ и поддерживаем был на счет кошельковой суммы. В 1834 году, по получении отзыва от генерал-губернатора о невозможности отнести исчисленную по смете сумму на исправление означенного дома 44,617 руб. 72 коп. асс. - на суммы Великого Княжества Финляндского, Св. Синод назначил просимую сумму из своих средств. Оставшиеся после переделки дома 3,249 руб. 38 3/4 коп. генерал-губернатор просил обратить в пользу собора на случай будущих поправок. На эту просьбу отзыва не было дано. В 1865 году соборный дом исправлен на церковные средства, суммою до 5,000 руб. сер.

К выборгскому Преображенскому собору принадлежат все православные жители Выборга и обоих его форштадтов, исключая военных, состоящих на службе. У них свои церкви и причты. К соборному же приходу принадлежат православные, живущие по окрестным мызам, на расстоянии 10-40 верст от Выборга. Прихожане большею частию русские, немного карел; есть и природные финны, перешедшие из лютеранства. Число всех прихожан простирается до 1,800 душ обоего пола.

Прихожане - преимущественно торговцы. Есть между ними люди, достаточно развитые. Многие из них, кроме русского, знают финский, шведский и немецкий языки.

В существующих здесь училищах, именно в гимназии и в двух элементарных школах - мужской и женской, духовенство православное [Ныне преподает Закон Божий священник Михаил Каменский.] преподает Закон Божий детям православных прихожан. Оно же учит Закону Божию и детей, учащихся в частных школах и пансионах. В недавнее время некоторыми благотворителями учреждены в выборгском православном приходе две школы для детей исключительно православных. В этих школах ближайший надзор и преподавание принадлежит православному духовенству. Школы устроены для бедных и учащиеся ничего не платят. Школы помещаются в казенных зданиях. Мужская получает от финляндского правительства субсидию в 375 руб., а от города - в 200 р.; женская, получающая только 100 р. от города, поддерживается частными пожертвованиями. Особенно много помогают ей образованные девицы, учащие здесь бесплатно.

Уставы церкви прихожане соблюдают усердно; по праздникам исправно ходят в церковь; в св. четыредесятницу не упускают священного долга исповеди и причастия. Кроме крестных ходов на воду в Крещенье, в Преполовение и 1 августа, бывает еще крестных ход из собора в приписную Ильинскую церковь 20 июля.

Приписная Ильинская церковь.

Ильинская церковь

Ильинская, каменная, довольно вместительная церковь находится на горе, в центре петербургского форштадта. Она сооружена в 1796 году, иждивением прихожан, а в 1824 году ими же обнесена каменной оградой для кладбища. С открытием финляндской железной дороги и с устройством вокзала и других зданий, хоронить умерших на этом кладбище признано неудобным, вследствие близости построек. После этого, по ходатайству прихожан, городской магистрат отвел, для православного кладбища, другое место, в 4-х верстах от города, по почтовой петербургской дороге, рядом с кладбищами иноверцев. Отведенное для кладбища место прихожане обнесли оградой из рваного гранитного камня. Богослужение в Ильинской церкви отправляется соборным причтом и церковные доходы составляют одну сумму с доходами собора.

Приписная церковь Богородицы "Всех Скорбящих Радости".

Об этой церкви известно следующее: во время перестройки собора в 1863 и следующих годах, прихожане, не желая остаться совсем без церкви в городе, построили, на свой счет, небольшую, но довольно вместительную церковь во имя Богородицы "Всех Скорбящих Радости". Она находилась близ собора. В этой небольшой церкви служил однажды литургию преосвященный Иоанникий, ныне епископ нижегородский и арзамасский, когда, в бытность выборгским епископом, посетил город Выборг. Слово преосвященного, обращенное, в конце литургии, к прихожанам, вызвало у них искренние слезы умиления. Эту же церковь посетил Государь Император Александр Николаевич, когда отправлялся на сейм в Гельсингфорс. После обновления собора, церковь эта перенесена на новооткрытое кладбище. Впоследствии, усердием прихожан, а особенно церковного старосты, коммерции советника Павла Яковлева, церковь покрыта железом, обита тесом и окрашена масляною краскою. В предотвращение пожара, церковь не имеет печей, и потом, в зимнее время, в ней редко совершается служба. Служат члены соборного причта. Церковь охраняет сторож, помещающийся в особом доме, близ церкви.

Часовня во имя св. Николая находится в 2-х верстах от города, на южной стороне, где прежде были кирпичные заводы. Она деревянная. При ней также хоронили умерших, особенно из нижних воинских чинов. Но есть погребенные и из купеческого звания. Так, например, здесь погребены члены семейства купцов Гусовых, фамилия которых есть древнейшая из русских купеческих фамилий в Выборге. С устройством, вблизи часовни, стеаринового завода и домов мастеровых, здесь хоронить запрещено. Между иконами в часовне особенно уважается жителями икона святителя Николая. С 9 мая по 1 октября, каждое воскресенье, в 4 часа по полудни, совершается в часовне молебствие, на которое собирается много богомольцев.

К числу приходских благотворительных учреждений относится "Русско-приходской попечительный комитет о бедных православного исповедания и русского происхождения, не имеющих права на призрение из касс для бедных города Выборга". Он открыт в 1868 году, марта 25 дня, с разрешения финляндского генерал-губернатора, графа Адлерберга 3-го. Членами комитета состоят один из соборных священников и пятеро прихожан. Комитет содержится частию на добровольные пожертвования прихожан, частию на проценты с пожертвованных генерал-губернатором билетов финляндской железной дороги, имеющих ценность в 4,000 финских марок, и с двух сто-рублевых билетов с выиграшами, пожертвованных частными лицами. В настоящее время 14 человек пользуются от комитета пособием в 1 руб. 20 коп. сер. в месяц каждый. Всего расхода в год до 600 финских марок.

Церковным старостою при соборе состоит выборгский купец, коммерции советник Павел Яковлев, а при Ильинской церкви выборгский купец Филат Яковлев Седов.

Описание составлял священник Михаил Каменский